4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея…
12 сентября – перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724г.)
Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре. 23 ноября 1263 г. при погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой, после чего князь был признан местным святым.
До 1381г. святому князю Александру не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон. Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы. Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении – новгородская таблетка середины XVI века из собора святой Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник).
Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невского: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт-Петербурга и Российской империи. Его святые мощи были перенесены из Владимира в Петербург в 1723-1724 гг. — 15 июня 1724г.
Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.
21 мая 1725г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане на белом коне. Большинство икон XVIII-XIX вв. изображает святого Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом – в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне. В XX столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника – в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII в.: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, Библиотека Российской академии наук).
Такое двухвариантное развитие иконографии говорит о том, что в святом образе Александра Невского слились воедино две стороны этого удивительного человека: доблестный воин и смиренный молитвенник. Они оба отражали суть подвига князя. По словам митрополита Иоанна (Снычева): «Для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока».
Подготовила Людмила Сондак
Комментариев: 0