Skip to content

7 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?», – услышал такой вопрос святой Иоанн Богослов, созерцая на острове Патмос таинственное откровение о грядущих судьбах мира. «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7, 13-14). В христианской истории это таинственное видение стало образом мученичества, образом свидетельства миру о Христе, образом новой истины, которое принесло христианство, образом новой жизни, которое открыли ученики Христовы окружающему их миру. Подвиг мученичества стал для христианства тем знаменем победы, с которым оно шло по всем путям человеческой истории.

Сегодня мы совершаем память новомучеников и исповедников Российских, подвиг которых в историческом пространстве весьма близок нам: в 1918 году в этот день было установлено поминовение усопших, за Христа пострадавших от безбожных властей, в 1990-ые года совершались канонизации отдельных святых-новомучеников, а в 2000 году к лику святых был причислен весь Собор новомучеников и исповедников Российских. И эти даты обрамляют собой историю XX века – историю сложную, противоречивую, историю потери великого государства, историю потери церковной жизни и историю ее возвращения. Сегодняшний день памяти новомучеников и исповедников Российских – это день русской церковной истории XX века, день торжества Русской Православной Церкви, потому что как никогда она явила огромное количество людей, засвидетельствовавших миру свою верность Христу Спасителю.

И мы с вами, пережив XX столетие, вступая в церковную ограду, приобщаясь к церковной традиции сегодня или несколькими годами или десятилетиями раньше, становимся соучастниками духовного опыта и традиции именно святых новомучеников, которых, быть может, мы и не видели, а память о которых сохранена только лишь в дошедших до нас документах, но, вместе с тем, духовный образ которых для нас близок и понятен. Их духовный опыт стал тем фундаментом, на котором зиждется Православие в новой России. Это тот опыт, благодаря которому и мы с вами стали церковными людьми. Наверное, трудно найти в нашей среде взрослого человека, вышедшего из Советского Союза, который пронес бы веру от своих младых лет до зрелого возраста. Ведь все мы, в основном, являемся приходящими к вере и обретающими ее. От неверия, от незнания Бога, опытно шествуя по нашей жизни, ощущая в ней действие крепкой десницы Божией, мы пришли к вере и обрели здесь, в Церкви, благодатную жизнь со Христом. Этот опыт жизни распространяется сейчас и на молодое поколение – оно имеет возможность благодатного общения с Богом от юности своей. Все это есть замечательное наследие новомучеников, молитвами и кровью которых утвердилась Русская Церковь, словами и назиданиями которых создан интеллектуальный багаж, сопровождающий путь нашей Церкви и поныне.

Новомученики и исповедники Российские – это те люди, которые в своей жизни удивительным образом приобрели Христа. Люди совершенно разные. Среди них есть выдающиеся богословы и блестящие умы, перед которыми приклонялись университеты и академии, и простые пастыри, некнижные, но в сердце верные Богу, есть и миряне, которые в сложные годы, не устрашаясь, шли на служение Церкви. Множество людей – мужчин и женщин, разного возраста, образования и положения в обществе, которые не ушли от Христа. Они ужасающему атеистическому обществу, которое задумало на земле создать рай без Бога, свидетельствовали о Боге. Их свидетельство было весьма болезненным: и для них самих, потому что окружающий мир их гнал и преследовал; и для мира, который понимал, что в их правоте скрывается истина богообщения, живой связи с Богом не только их самих, но и многих поколений христиан, начиная от святых апостолов, которые сами прошли путем мученичества. И этот путь в Церкви никогда не будет закрыт.

Вместе с тем необходимо нам понять, что опыт новомучеников – это не только их достояние: он и для нас должен быть востребованным. Приходя в Церковь, человек понимает, что он должен измениться. Никогда нельзя думать о том, что можно просто так ходить в храм, просто так посещать богослужения и участвовать в церковных таинствах, быть простым человеком, для которого христианство – это всего лишь приятная атмосфера. Нам нравятся улицы нашего города, нравятся лица окружающих нас людей, нравится определенная музыка. И вот в таком же положении может оказаться христианство, которое будет создавать нам всего лишь приятную атмосферу со своими людьми, своими общениями, своей определенной тематикой. Но так не бывает. И если жизнь – это борьба, то христианская жизнь – это борьба вдвойне. Это борьба самая страшная – борьба с самим собой. Приходя в храм Божий, читая Слово Божие, открывая книги святых отцов, страницы которых бережно перелистывались руками новомучеников Российских и их предшественниками, мы открываем для себя живую традицию христианской жизни, живую традицию богообщения. А в ней очевидна необходимость духовного перерождения человека. Духовное перерождение, изменение человека очень важно. Невозможно быть христианином и не меняться. Господь ждет от нас изменения и обновления. В первую очередь, изменение должно касаться нашего внутреннего мира. Духовная борьба – это борьба человека с самим собой.

И не стоит думать, что вера освободит нас от этой борьбы, ведь и святые новомученики вели эту борьбу. Самая большая скорбь, которую они испытали, – это не холода Русского Севера и не зной пустынь Средней Азии, это не заключение в тюрьмах и лагерях, не изоляция от мира, не лишение права совершения богослужения и права переписки, не ложь и предательство, окружающие их. Самая большая скорбь рождалась в борьбе с греховным человеком. В этой борьбе человека укрепляет Божественная благодать. Обновленный Богом человек уже не принадлежит самому себе – образно говоря, правами собственности обладают уже двое: Бог и человек. Право собственности Бога над человеком проявляется не просто как отношение Творца к творению. Человек сам теперь ощущает необходимость присутствия Бога в своей жизни. Христианин знает, что без Бога он уже не может жить, без Бога он обретает пустую, бессмысленную, лишенную всякого счастья жизнь. И только в Боге открывается бесконечность, наполненная смыслом и счастьем.

Человек, переживая различные скорби – и внешние, и, что более важно, внутренние – приходит к пониманию того, что в этих скорбях рождается ощущение жизни. Часто мы жалуемся на то, что в нашей жизни много скорбей и проблем. Мы совсем не удовлетворены окружающими нас людьми. Реже, если бываем более честны и откровенны, – мы не довольны самими собой. Однако это крайне редко, чаще наши критические взоры бывают обращены на других людей. Но именно преодолевая трудности, проживая свою скорбную жизнь, человек приобретает нечто очень важное. Смысл жизни, оказывается, заключается не в количестве испытанных мук и скорбей, которые будучи подсчитаны с бухгалтерской точностью, будут награждены в вечности, а в самом преодолении трудностей, в движении, в жизни. Неслучайно, духовная жизнь – Царство Божие, пришедшее в человека, – евангельским словом изображается в образе семени, упавшего на добрую почву. Такое семя дает небольшой росток, который, однако, быстро развивается и может пробить толщу асфальта. Семя изображает движение в будущее, ввысь. Семя произрастает в дерево, ветви которого устремлены к небу. К Небу призван и каждый из нас, в Небе мы обретаем нашу будущую жизнь, в которой каждый человек становится человеком с большой буквы.

Поэтому, совершая память святых новомучеников, и мы с вами, дорогие братия и сестры, в первую очередь, должны свидетельствовать миру о Христе, свидетельствовать развитием духовной жизни, стремлением к Богу, преодолением самого себя, борьбой с собственными страстями. Человек должен обладать определенным мужеством, чтобы преодолеть самого себя, чтобы увидеть чудовищные стороны своей жизни, чтобы, по образу советской литературы, войти в лабиринт и победить своего минотавра. В этом движении к Богу Церковь Христова приветствует и укрепляет нас…

Смирение является высотой христианства. По образу святоотеческой мысли, смирение – это одеяние Божества. В таком смирении человек доверяет себя Богу, признает свое место в мире, уделяя внимание другим людям. Истинное смирение приводит человека к сознанию своей немощи и никчемности без Бога. Смирение – это единственный путь, в котором Господь приводит нас к познанию самого себя. Христос сам смирился и оставил нам образ смирения. И еще, вот как говорил о смирении известный писатель и христианский апологет Клайв Льюис: «Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему… Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе». Отныне, видя образ учеников Христовых – святых апостолов – и их преемников по мученическому подвигу, святых новомучеников и исповедников Российских, воодушевляемый евангельским словом, каждый из нас может шествовать за Христом. Движение это – настоящая и живая жизнь, которая приведет нас в вечность. Господь да управит нас на этом пути и не лишит Своей благодатной помощи. Аминь.

Проповедь насельника Николо-Угрешского монастыря иеродиакона Иова,

произнесенная 5 февраля 2012 года в Спасо-Преображенском соборе

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск