Skip to content

6 февраля – память блаженной Ксении Петербургской

Представление о юродстве появляется еще в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1, 18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1,21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания – это безумие, это отвержение привычной, «мирской» системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно.

Речь не о том, конечно, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив – нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что «заземляет» христианина. Но отрицание мирских привязанностей, иначе говоря, аскеза – понятие куда более широкое, чем юродство. Можно ли более конкретно сказать, что же это такое – юродство? Наиболее удачный вариант ответа на этот вопрос был предложен Георгием Петровичем Федотовым в книге «Святые древней Руси». По Федотову, юродство – это «1. Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей. 2. Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру. 3. Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством».

Люди, вступившие на этот путь, видели в нем для себя единственную дорогу к спасению, видели наиболее адекватный – опять же, лично для себя! – способ подражания Христу. Ведь и с христианской, и с исторической точки зрения первым юродивым был Сам Спаситель, полностью отвергавший ценности мира сего и призывавший человечество к иному образу жизни в Духе Святом. Поэтому скажем так: юродство – это особый вид христианского делания, особый христианский подвиг. И этот подвиг был не слишком распространен. Г. П. Федотов в своей книге приводит такую статистику: Греческая Церковь чтит шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный (IX в.) и Симеон Эмесский (VI в.).

Подвиг этот был более характерен для христианского Востока и для Руси, нежели для Запада. В Католической Церкви разве что о Франциске Ассизском можно говорить как о юродивом, но это отдельный случай, не породивший какой-либо заметной тенденции. Нет юродивых и у протестантов. Что касается Руси, то можно снова процитировать Федотова: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV в. – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». Как можно заметить, вовсе немного. Конечно, речь здесь идет только о юродивых, причисленных к лику святых, прославленных – реально их, разумеется, было больше. Тем не менее даже из этих цифр мы видим, что подвиг юродства – не массовый, что это всякий раз уникальный случай. Заметим, что во времена Киевской Руси юродивых практически не было. Точнее говоря, некоторые подвижники той эпохи – к примеру, Исаакий Печерский или Авраамий Смоленский – временами предавались этому подвигу, но затем переходили к иному образу подвижничества.

Одной из последних, прославленных церковью юродивых, была блаженная Ксения Петербургская, скончавшаяся уже в начале XIX века. Это, кстати, очень интересный случай, потому что народное почитание ее было столь велико, вера в ее причастность Богу была столь крепкой, что после ее смерти тропа к ее могиле очень долго не зарастала, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле. Вот это народное почитание крайне важно. Здесь мы видим, что Церковь не каким-то своим официальным решением вызывает в церковном народе почитание святого – нет, последовательность обратная: признание Церкви основано на глубокой народной вере, на незыблемой репутации вот этой личности.

 

Владимир Кириллин, доктор филологических наук, профессор,

 заведующий кафедрой филологии МДА

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск