Многое, происходившее в Ветхом Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были…
7 января – Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова, Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. «Великая благочестия тайна, – восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, – Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе» (1 Тим. 3, 16).
Для чего же это произошло? В чем смысл сошествия Бога на землю? Что значит эта неизреченная и вызывающая трепет тайна? Божественное Писание, святые отцы и литургическая мысль Церкви единодушно свидетельствуют о великой истине воплощения Сына Божия и влиянии, оказанном этим событием на жизнь всей вселенной. Бог воплотился, чтобы спасти людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21). «От Девы Святой воплотившись, – говорит святой Василий Великий, – Бог истощил Себя, образ раба приняв, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразными сотворит образу славы Своей». «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу, – поет Церковь в канун дня Рождества Христова, – днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде».
Две тысячи лет назад, когда пришла полнота времени (Гал. 4, 4), как говорит святой апостол Павел, Бог сошел к нам, людям. Осеняемый Святым Духом, Христос родился от Пречистой Девы Марии, пожил среди нас, людей, открыл нам истину, претерпел смерть на Кресте, воскрес на третий день и вознесся на небеса. Рождение, смерть, Воскресение и Вознесение Христа Господа – это события, произошедшие в определенные моменты человеческой истории, в конкретном пространстве, с конкретными лицами, оставившими свидетельства об этом. Имеют ли эти события значение чисто историческое или же они видятся также через призму тех изменений, которые они вызвали в существовании человека и всей вселенной в целом? Ответ здесь один: всё это совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения», как мы поем в Символе веры, и явилось бескрайним излиянием любви Божией к Своему творению. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16), – сказал Сам Христос. Благословленный таковой благодатью Божией, человек призван раскрыться для исполнения тайны спасения в самом его существе.
Если Бог сошел на землю, то человек призван взойти на небо. Если Бог принял плоть и стал Человеком, то человек призван принять Духа Святого и обожиться. Если Бог воплотился во чреве Девы, то человек призван продолжить собою таинство воплощения, таинство Рождения Христова. Царство Небесное уже в мире сем даруется тому, кто делается храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19) и свидетельствует вместе с Божественным Павлом: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Это и есть исполнение того, о чем Христос Бог свидетельствовал в Своей молитве перед Крестными страданиями: они, то есть люди, последующие Христу, да будут в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. (…) Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин. 17, 21, 23). Вся жизнь Церкви сосредоточена на исполнении в бытии человеческом этой молитвы: да пребудет в нас Христос со Отцом и Духом Святым, а мы, своей душой и телом, да пребудем в Боге. Человек, свидетельствует святой Симеон Новый Богослов, призван «сдружиться с Богом и сделаться жилищем Пресвятой Троицы, чисто зреть Творца своего и Бога и беседовать с Ним непрестанно».
Невзирая на грехи, всякого рода немощи и те многие раны, которые по их причине наносятся его душе, человек призван не переставая молиться, чтобы стать домом Божиим: «Господи Боже наш (…) якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему. И якоже восприял еси в вертепе и яслех безсловесных возлещи, сице восприми и в яслех безсловесныя моея души и во оскверненное мое тело внити», – просим мы в молитве, готовясь к принятию Святого Причастия. Присутствие Бога в сердце, уме, душе – самое дорогое сокровище человека. Это то сокровище, найденное на поле, которое стоит любых жертв, лишь бы стяжать его (Мф. 13, 44); это та драгоценная жемчужина, ради обладания которой никакие усилия не могут оказаться слишком большими (Мф. 13, 46)…
Тайна Рождения Христова опытно переживается, постигается и исповедуется во всей своей истинной, спасительной полноте благодаря вселению Того же Христа в сердце, ум, существо человека. «Душа человеческая предназначена быть девой и матерью», – говорит святой Максим Исповедник. Душа человеческая призвана быть чистой (очищенной), смиренной и беззлобной, подобно душе и телу Пречистой Девы Марии, чтобы таинственно принять в себя Христа. Своей чистой жизнью, молитвой и жертвенной любовью человек исповедует Христа, рождая Его, как мать, в душе и жизни себе подобных. В этом смысле жизнь человека есть постоянный Вифлеем, постоянная борьба за то, чтобы принять Христа в свое существо и отдать собственную жизнь, носящую Христа, на служение окружающим.
Тяжек этот путь! И кто может идти им? Ответ на это дан Христом Богом: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). И мы дерзаем надеяться, что непоколебимой верой во Христа, Спасителя мира, твердой надеждой на Его бескрайнюю милость, горячей любовью к Богу и ближнему – друг он нам или враг, – человек приближается к тому, что святые отцы назвали «жизнью во Христе», «стяжанием Духа Святого» и «объятиями Отчими любящими и прощающими». Смирение – это единственное, что возвышает, прощение – единственное, что вызывает прощение, милостыня – единственное, что делает Бога должником, молитва – единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия – единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, – и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных.
Постоянная борьба, дабы избавиться «сладчайшей отравы» самомнения, то есть гордости, которая является «глубинной сутью греха и ада» (слова архим. Софрония (Сахарова – прим. ред.), освобождает человека от самого большого препятствия, мешающего вселению Бога в его существо. Христиане в монастырях и христиане в миру, все мы образуем народ, призванный к тому, чтобы Бог стал нашим путем, истиной и жизнью (Ин. 14, 6). Праздник Рождества Христова – это громкое напоминание нам о необходимости осознать этот призыв и дать ответ на него. Молю Христа Бога, да хранит Он всех нас под кровом милости Своей. Да простит нам все, что мы согрешили против Его любви и людей в уходящем году. Да пребудет с нами Бог, в семье каждого из нас, в монастыре и на приходе, частью которого мы являемся, во всей нашей стране и целом мире в наступающем году и в продолжение всей нашей жизни. Да принесет праздник Рождества Христова всем нам священную радость, хлеб да соль на столе, а более всего – мир и в человецех благоволение!
Рождественское послание митрополита Молдовы
и Буковины Феофана (Саву), 2013г.
Комментариев: 0