Skip to content

12 июля – память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67 г.)

Не все стремятся к совершенству. Есть на свете люди, которые совсем не забивают себе голову такими громадными проблемами. Они просто живут, как живется. Плывут по течению, по временам подгребая в ту сторону, куда выгодно. Всякие мысли о совершенстве они оставляют для мечтателей, пустословов. Или другой вариант: некоторые люди искренне считают себя уже совершенными; так к чему же им стремиться? Порой они даже об этом вслух объявляют; кто похитрее, делает это завуалированно. Всем прочим гражданам, по мнению «уже совершенных» людей, остается лишь завидовать их достижениям, во всём прислушиваться к ним, надеясь хотя бы немного приблизиться к «самосовершенной элите».

Христовы апостолы всем сердцем желали совершенства. При этом они не были отрешенными от жизни романтиками, заоблачными мечтателями. Они видели совершенство конкретно в Боге, во Христе. И не приписывали совершенства себе. КАК ЖЕ АПОСТОЛЫ ШЛИ К СОВЕРШЕНСТВУ? Для простоты ограничимся опытом одного апостола Павла. С малых лет он усердно шел к совершенству по фарисейскому пути. От юности Павел сделался безупречным блюстителем принятого от отцов закона. По всем фарисейским религиозным регламентациям он мог считать себя непорочным праведником (см. Фил. 3, 6).

Всё изменила встреча с Христом! Ощущение собственной праведности и совершенства исчезло. То, что Павел считал духовной «прибылью», оказалось перед лицом Христова совершенства… духовным «убытком» (Фил. 3, 7). В синодальном переводе эта мысль несколько смягчена, заглянем в русский Апостол: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил. 3, 7). По дороге в Дамаск Павел как заново родился. Жизнь его пошла по другому руслу. Приняв помазание апостольства, Павел не изменил вере своих отцов. Он обнаружил, что их горячее стремление к совершенству осуществилось именно во Христе Иисусе. И теперь Павел все силы отдавал на то, чтобы «приобрести» Христа. Жить с Ним, ходить перед Ним, «подражать» Христу, подниматься всё ближе к Его совершенной божественной высоте. ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ? И нет, и да. Богу всё возможно. А человеку? Не всё. Точнее выражает эту интуицию апостол Павел: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13).

Самое невозможное становится возможным, если Господь помогает. Бог не только помогает человеку совершить великие дела – помогает сделать; Он помогает и стремиться, помогает хотеть, возгревает желание доброго. Как бы сейчас сформулировали: «Он и поддерживает, и мотивирует человека». Что касается лично апостола Павла, то святой апостол признавал, что стремится к совершенству, давно преследует эту великую цель, но не считает, что уже достиг совершенства (Фил. 3, 12). Апостол стремится к цели, «забывая заднее» (Фил. 3, 13). Не перебирая в памяти дотошно всё, что уже было на пути, свои немалые труды и жестокие лишения. Он забывает о том, что пора бы уже на судьбу роптать: «Я положил слишком много сил на путь духовного восхождения и всё еще не достиг цели».

Перед апостолом высится заветная цель. На ней всё внимание и сосредоточено. К ней апостол и стремится, «простираясь вперед» (Фил. 3, 13). Удивительная картина: простирающийся вперед человек. Греческое новозаветное слово «простирающийся» (вытягивающийся) – родственник другому слову, хорошо нам известному по православной службе слову «ектенья» (протяжное моление). Человек всеми силами тянется к Богу. Как стремится олень на источники вод… Весь человек собирается в одном устремлении. И наконец, апостол Павел вносит последний мощный штрих в эту динамичную картину: если «кто из нас совершен, так должен мыслить» (Фил. 3, 15). Приближение к совершенству не дает человеку успокоиться на достигнутом. НОВОНАЧАЛЬНЫЕ, СРЕДНИЕ И СОВЕРШЕННЫЕ. Среди тысяч христиан есть начинающие духовный путь. Есть и преуспевшие на пути, заметно «продвинувшиеся». Есть и те, кого мы можем с оговорками назвать совершенными. С какими же оговорками? Их совершенство в устремлении, а не в достижении. Они не признают, что достигли небесной высоты, но они стараются быть ближе к ней всеми своими силами. И еще благодатная сила Божия помогает им в их добром стремлении. Это придает их стремлению характер какого-то уникального совершенства, а не общераспространенной романтической мечтательности. Пройдут века, и эта духовная высота будет названа подвижниками по имени: бесстрастие. То есть чудесная свобода от греховных страстей. Преподобный Иоанн Лествичник подмечает, что христианское бесстрастие является «несовершаемым совершенством» (Лествица 29, 5). У преподобного Иоанна получилось очень похоже на то, как апостол Павел в Филиппы отписал. Правда?

Диакон Павел Сержантов, храм Живоначальной Троицы на Грязех, г. Москва

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск