Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был…
12 мая – неделя апостола Фомы
Что можно сказать об образе, который находится в центре храма во время богослужений, посвященных этому дню, во время Фоминой недели? Если внимательно вчитаться в надпись, которая часто помещается на этой иконе, то мы прочитаем: «Испытание Фомино Ребр Господних», или «Ребр Христовых». Испытание. В Евангелии Фома предстает перед нами как один из наиболее пытливых молодых людей, окружавших Спасителя. Так же, как и у апостола Петра, и у других учеников, ярко проявляются особые черты его характера. Помните, он сказал перед воскрешением Лазаря: «Пойдем и мы, умрем с Ним». И во время прощальной беседы Фома опять задает вопросы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?»
Не скрывают евангелисты его горячность любви ко Христу, но вместе с тем и особую пытливость ума. В предании народном за этим апостолом осталось именование «Фома неверующий». Так сложилось, что Фомы не было в горнице в первый вечер, когда Воскресший Спаситель явился ученикам. Апостолы, хотя и страшились, но приняли с верой Воскресение Христово, а апостол Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Если к Марии Магдалине, встретив ее в погребальном саду после Своего воскресения, обратился Господь с запретом: «Не прикасайся ко Мне…», то здесь в Своем смирении Он позволяет Фоме совершить это страшное действие – прикоснуться к Нему. Через неделю Он вновь приходит в дом, где собрались ученики, как говорит Евангелие: «Дверями затворенными…» Видите, на иконе эти двери изображены. Они покрыты золотым ассистом, чтобы подчеркнуть: касается этих дверей Божия сила, Божия слава, Божия власть, и уже никакие затворы, никакие заковы, никакие закрепы – ни адовы, ни земные, становятся не властными над силой Божией, силой Христовой.
Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое, действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти.
И реальность эта осязаема, и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами. Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой».
Этот образ – один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» – еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости. И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного. В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова.
После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ио. 5,39). Но понять и принять это свидетельство о Мессии было очень нелегко, нелегко, потому что эта тайна не вмещалась в человеческое сознание. А в беседах Христа после Воскресения Он отверз Своим ученикам ум к восприятию Священных Писаний. В свитке, который мы видим в руке Спасителя на иконе «Уверения Фомы» и на многих других образах – это символ исполнения Промысла Божия, знак единого Божественного Домостроительства, связи между Новым и Ветхим Заветом.
Прот. Николай Чернышев, клирик
храма святителя Николая в Кленниках
Комментариев: 0