Skip to content

14 октября – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В основу иконографии праздника Покрова Божией Матери положены воспоминания о чудесном избавлении от врагов жителей Константинополя в X в. Святые Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в первый день октября во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Богородицы, головной покров и часть Ее пояса, во время всенощного бдения видели в воздухе чудное явление Божией Матери. Пресвятая Дева, окруженная пророками, апостолами и Ангелами, сияющая солнечным светом, молилась о грешном мире и покрывала христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний.

Византийских икон, изображающих чудо явления Пресвятой Богородицы блаженному Андрею не существует. Поэтому ко второй половине XIV в. на Руси формируется несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди которых выделяют среднерусский и новгородский (имеющие, в свою очередь, некоторые разновидности) типы икон Покрова. Среднерусский извод Покрова представлен иконой середины ХIV в. из Покровского монастыря в Суздале. Его основные особенности: Богоматерь Сама держит покров (что соответствует описанию видения в Житии блаженного Андрея); внизу в центре, на амвоне, изображается преподобный Роман Сладкопевец, творец кондаков в честь Богородицы. Его включение в композицию иконы – не иллюстрация самого видения блаженного Андрея (преподобный Роман жил несколькими столетиями ранее), это – обобщенный символ, подчеркивающий тему прославления Богоматери (память Романа Сладкопевца – 14 октября по н.ст.).

В основу иконографии праздника Покрова Божией Матери положены воспоминания о чудесном избавлении от врагов жителей Константинополя. На новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты, причем покров Она не держит в руках, а его простирают над Нею ангелы. Эта деталь не соответствует рассказу Жития блаженного Андрея и, очевидно, напоминает об «обычном чуде» за еженедельным богослужением во Влахернском храме: о завесе, поднятой над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений – в росписи церкви Феодора Стратилата (около 1380г.), но и на более поздних иконах это весьма наглядно.

Известны композиции Покрова, где событие основного праздника представлено на среднике, а в клеймах по периметру иконы – события земной жизни Богородицы. В поздних иконах появляется асимметрия. Такова, например, икона Покрова начала XIX в. из Мстеры: Богоматерь возносит свою молитву Спасителю, а за Ее спиной представлена молящаяся вместе с Нею Церковь Небесная – Предтеча, апостолы, сонм святых и ангелы. В иконах Покрова «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери (…). Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии (…). Это – симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной. Словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений» (Князь Е.Н. Трубецкой. Умозрение в красках).

Материал подготовила Людмила Сондак

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск