Сегодня Церковь прославляет святую великомученицу Екатерину. Молодая девушка, богатого и знатного рода, необыкновенная красавица собою,…
8 октября – преставление преп. Сергия Радонежского
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ… Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В тихий и ясный день серединной осени – почему-то мне кажется, что это и в самом деле был тихий и ясный, даже тёплый день, – среди пышного увяданья природы, в последних лучах печального осеннего солнца преставился к Богу светлый старец, великий своим смирением преподобный и богоносный отец наш Сергий, Радонежский чудотворец. Вот уже более 600 лет прошло с того осеннего дня, а Церковь наша помнит и день этот, и того, кого она называет земным ангелом и небесным человеком.
Отчего же эта память не пресекается, отчего изо дня в день тысячи людей приходят к нему, теперь уже лежащему во гробе, с надеждой и верой в его заступничество перед Богом, в его предстательство за нас, грешных? Неужто оттого, что когда-то, сотни лет назад, его молитвой, его благословением войско русское победило доселе казавшихся непобедимыми ордынцев? От Золотой Орды давно уже и камня на камне не осталось, да и от той страны, которую преподобный всю свою жизнь созидал молитвами и трудами, тоже почти ничего, лишь призрачные следы былого величия…
Неужели одним лишь историческим воспоминанием, поводом для беззаконной гордости за достояние предков остался для нас преподобный Троицкий игумен? Беззаконной – потому, что достояние, собранное ими, предками нашими, по крохам, расточено и разбазарено, и «слава, купленная кровью», как кровь, ушла в землю. Что же осталось нетленным, вечным и что на самом деле заставляет нас каждый год вновь обращаться с молитвой к тихому седовласому старцу, который воистину «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42, 3), так тиха, так смиренна его душа? За долгие века, пролетевшие над бескрайними просторами Русской земли, многих доблестных мужей повидала она. Есть среди них люди безмерной отваги и мужества, есть воины и умудрённые государственные мужи, есть, наконец, в высшей степени талантливые люди, которые нашли слова, чтобы выразить ими вещи трудновыразимые и труднопостигаемые, – но он, преподобный Сергий, памятен и любим нами не за то. Поразительно, но у нас, русских, национальный герой – не сверхчеловек, не грозный воитель, не блистательный и остроумный мыслитель, а смиренный монах, в уединенной тишине своей кельи только и старавшийся о том, чтобы все «свое», все «личное» отвергнуть и забыть, чтобы стать прозрачным и чистым, как промытое стекло, и чтобы через эту прозрачность, через эту хрустальную чистоту излился в мир, жестокий и грешный мир его современников и потомков, сияющий свет Христов.
Потому что раз уж может реально, на глазах у всех, совершиться преображение самого обычного, из плоти и костей, человека в ангела, значит, Бог не забыл о людях своих, значит, смерти нет! Значит, загробная жизнь не миф, не выдумка, а самая настоящая реальность! Полководцев у нас в достатке, поэтов и философов тоже хватает. Не обижены мы в своей истории и теми, кто хитростью и коварством, железом и кровью (и всегда – чужой кровью) созидал могущество нашей державы. Не скажу, что их могилы забыты. Но не к их гробам мы идем плакать, не у их склепов мы просим о милосердии Божьем, не над их прахом звучат самые затаенные, самые личные наши просьбы. Заступником и молитвенником России остается он, светлый старец в потрепанном подряснике, он, которого народ наш называет просто Преподобным. «Поедем к Преподобному», – скажет тебе друг, и ты знаешь, к кому; не нужно и имени называть. Аминь.
Протоиерей Сергий Ганьковский
Комментариев: 0