Сегодня Церковь прославляет святую великомученицу Екатерину. Молодая девушка, богатого и знатного рода, необыкновенная красавица собою,…
6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита московского, всея России Чудотворца (1479 г.). Собор московских святых
Как и любой другой русский город, Москва достаточно рано получила своего святого. Им явился живший в начале XIV века митрополит Петр, благодаря которому город стал фактической церковной столицей Руси. И, конечно, вначале это также было местночтимое почитание. Но уже через 13 лет после его кончины, в 1339 году, специальной грамотой константинопольского патриарха было провозглашено его общерусское почитание. В XV веке уже говорят о московских святых во множественном числе. Ими стали, помимо Петра, его преемники на митрополичьей кафедре Киприан, Фотий и Иона, много сделавшие для возвышения Москвы.
5 октября 1596 года при царе Федоре Ивановиче первым русским патриархом Иовом было установлено празднование Собора московских святителей. В Собор вошли исключительно митрополиты – Петр, Алексий, Фотий и Иона. Тогда же утверждается и чин празднования всем святителям вместе. Позднее к ним в 1875 году был причислен митрополит Филипп (Колычев), а в 1913 году патриарх Гермоген, много сделавший для преодоления «Смуты» начала XVII века.
Уже в наше время Собор пополнили митрополит Макарий, первый русский патриарх Иов и первый патриарх послесинодального периода – Тихон. Канонизируют и благоверных князей: основателя Московского княжества Даниила Московского, победителя на Куликовом поле Дмитрия Донского. И в этом особенность Москвы: в сонме ее святых представители духовной и светской власти. Почему? В основе почитания московских святых главной является идея государственности, союза власти с Церковью. Эта симфония берет начало с митрополита Петра, когда Москва еще только строится как столица нового Русского государства и решаются важнейшие задачи того времени: Русь преодолевает междоусобицы, объединяется в единое целое и освобождается от ордынского ига.
Это было возможно только при союзе власти и Церкви. Святители и государи решали эти задачи практически: умиротворяли ордынских ханов, ограждая русский народ от набегов и разорений, укрепляли веру в избавление. Все это – рискуя собственной жизнью. За что и были прославлены. Но среди московских святых находим и тех, кто не был наделен при жизни властью. Одним из них был живший в XVI веке Василий Блаженный, родившийся, по преданию, в ближнем подмосковном селе Елохове (там, где ныне стоит известный храм). Ходивший по Москве почти без одежды, босой и в веригах, он обличал во имя Христа нравственные беспорядки и неправду современного ему общества, не страшившийся говорить царю Ивану Грозному то, что не смели сказать бояре. О его почитании можно судить по истории знаменитого Покровского собора, поставленного царем на Красной площади в честь взятия Казани. Он был задуман как грандиозный памятник царской победе (до постройки колокольни Ивана Великого храм являлся самым высоким зданием Москвы) – вокруг центральной Покровской церкви были поставлены восемь приделов в честь тех святых, в дни памяти которых происходили знаменательные события казанского похода.
Однако среди народа храм более известен как собор Василия Блаженного, благодаря тому, что в 1588 году при царе Федоре Ивановиче были обретены мощи святого и над ними был сооружен особый придел. И вся риторика покорения Казани и царских побед ушла на задний план в сравнении с народной любовью к святому.
Постепенно круг московских святых все более и более расширялся. В 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода было установлено празднование Cобора московских святых. Тогда же была написана икона Собора Московских святых. На ней уже не только святители и благоверные князья, но и Василий Блаженный, и Максим Блаженный, и св. царевич Дмитрий, Углический и Московский чудотворец. Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
К. А. Аверьянов, доктор исторических наук, руководитель
группы Института российской истории РАН
Комментариев: 0