Skip to content

14 августа — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

14 августа (по новому стилю) для Православной Церкви день необычный – на этот день приходится сразу несколько христианских праздников и исторических событий. Прежде всего, 14 августа отмечается праздник, называемый Происхождение (изнесение, вынесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Берет свое начало он с события, состоявшегося еще в Византии. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Это и есть предысхождение Честного Креста».

14 августа в храмах совершается поклонение Кресту и малое освящение воды. В Русской Церкви оно напоминает о Крещении Руси святым князем Владимиром в 988 году. Сам князь до принятия христианства был нрава крутого, но, приняв всем сердцем веру во Христа, он совершенно изменился и в летописях уже остался по имени «Красно солнышко». После Крещения Руси князь решил обустроить государство на христианских началах, на основе любви. Он отменил смертную казнь, организовал обеспечение бедных, больных, старых, чего не было ни в одном христианском государстве того времени. По воскресеньям и большим церковным празднествам после богослужения для киевлян выставлялись обильные праздничные столы.

14 августа установлен и праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в этот день в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских булгар. В связи с этим в народе праздник называется еще и первым Спасом. В храме в этот день особенно тихо и торжественно, а по всей церкви удивительный запах меда. На середине храма обычно на столах расставлены банки и чашечки с медом нового урожая. Этот день называют еще в народе – Медовым Спасом (с этого времени пчелы перестают носить мед, и начинается его откачка из ульев). Вместе с освящением воды освящается и мед нового сбора. Еще в Библии про богатую страну говорилось: «Земля, кипящая молоком и медом». Это означало, что ее пастбища тучны для коров, а в рощах и дубравах во множестве плодятся дикие пчелы. Так можно было сказать и о России. Англичанин Дженингстон, бывший посланником при дворе Иоанна IV, объехавший Россию четыре раза, побывавший на Оке и Волге, уверял, что в виденных им лесах пчелы пользуются каждым дуплом, чтобы отложить соты.

Он сообщил удивительный рассказ о том, как некий крестьянин, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самую шею. Бедняга оставался в таком положении два дня, пока не избавил его от неминуемой смерти медведь. Он спустился задними лапами в то же дупло. Крестьянин ухватился за них и закричал, что было сил. От страха медведь выскочил из дупла и вынес несчастного бортника.

Пчеловодство процветало и в русских монастырях. Практически каждая обитель имела образцовую пасеку. Монахов-основателей Соловецкого монастыря святых Зосиму и Савватия на Руси почитали как покровителей пчеловодства. В народе бытовала поговорка: «Пчелка – Божия угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет». Издревле готовили на Руси напитки из меда, особенно популярны были хмельные меды, которые готовили для празднеств. Другой напиток, о котором меньше сегодня известно, приготовляемый на основе пчелиного меда, назывался сбитень. Сбитень с вином иностранцы называли «русским глинтвейном», но чаще сбитень был безалкогольный. В него добавляли душистые травы, и долгие столетия он заменял на Руси чай и кофе. По рынкам и улицам городов ходили сбитенщики и предлагали всем горячий напиток. Чтобы зимой он не охлаждался, в чайник вставляли трубу и набивали горячими углями – это и послужило прототипом русскому самовару.

14 августа состоится еще одно важное событие для православного человека – начинается Успенский пост, который продлится две недели и закончится днем Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост, хотя в народе и называют ласково «Лакомка» (в связи с тем, что в это время года много овощей и фруктов на столе), считается строгим. Не благословляется употреблять в пищу во время его не только мясо, молоко, масло, но и рыбу. Только 19 августа в день Преображения Господня позволяется вкушать за трапезой рыбу. Однако надо помнить, что любой пост дается человеку не для диеты или истощения организма (пост надо брать по силам, лучше оговорить все вопросы со священником и взять у него благословение на этот небольшой подвиг).

Пост – это время духовного очищения, недаром в народе сложилась пословица: «Не главное, что в уста. Главное, что из уст», именно из наших уст выходят гневные слова, осудительная речь, насмешка. Пост дается христианину для смирения страстей, чтобы мы в сердце своем немного приблизились к чистоте, можно сказать, детского восприятия мира.

 О. Медведева

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск