Skip to content

7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Еще до его рождения о нем было предсказано, что он будет угоден Господу и предъидет пред Ним, что он будет великим подвижником, вина и никакого другого напитка хмельного пить не будет; напротив, будет вести жизнь самую строгую, добродетельную. Таким действительно и был Иоанн святой Креститель. Он был необыкновенно святой жизни человек: с ранних лет поселился в пустыне, чтобы постом, молитвой, богомыслием в уединении приготовить себя к служению Богу и к проповеди о грядущем Мессии.

Мысль о Боге и угождении Ему была постоянным его упражнением. За то и прославил его Господь, Который назвал его Ангелом и сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 10-11). Несомненно, у Израильского народа были великие и святые мужи, как, например, праведный Авраам, Пророк Моисей и царь Давид, велики были Илия, Исаия и другие пророки, но святой Иоанн Предтеча был более всех их.

Для того чтобы убедиться в величии Предтечи, кратко посмотрим всю его жизнь, и из этого откроется нам его благолепие. Святой Иоанн родился от неплодной, престарелой матери – праведной Елисаветы, что само собою уже указывало на необыкновенность его рождения. О его зачатии возвещает в храме праведному Захарии Архангел Гавриил. Он говорил пораженному отцу, что сын его еще от чрева матери исполнится Святаго Духа и будет радостью и утешением не только для родителей, но и для многих, и, что самое важное, – он будет велик пред Господом. Явление небесного вестника, его чудное благовестие смущают Захарию, и он колеблется в вере, за что и наказывается немотой. И вот исполняется время, рождается великий сын и неплодная Елисавета благословляет Господа за то, что Он снял с нее поношение людское. Радость довершается тем, что уста Захарии отверзаются и он, исполненный Духа Святаго, благословляет Господа и пророчествует о будущем великом служении своего сына.

Такими событиями не сопровождалось рождение ни одного человека. После рождения, святой Иоанн Промыслом Божиим скрывается в пустыне, где проводит время в молитве, безмолвии и уединении. Пустыня стала для него училищем благочестия, и здесь он был велик. Приходит время и, услышав глагол Божий, призывающий его исполнить дело, к которому он был приуготовлен, Предтеча исходит к Израилю с проповедью о грядущем Мессии.

Святой Архангел предвестил о Крестителе, что он предъидет в силе и духе Илии и обратит сердца отцов к детям, чтобы приготовить Господу народ совершенный… Эти слова Архангела в точности исполнились. Святой Иоанн выступил перед израильским народом в должности учителя с такой святой ревностью и с таким самоотвержением, какие может показать только человек, возвысившийся над всеми человеческими слабостями и страстями. Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души и все готовы были принять его за обетованного Мессию. Но не о своей славе заботился он. Святой Иоанн Креститель пришел к израильскому народу для того, чтобы приготовить его к принятию грядущего Спасителя: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ин. 1, 23; Мф. 3, 3). Покаяние и вера в ожидаемого Мессию были главным предметом его проповеди, а крещение водою служило печатью веры и покаяния.

И к нему выходили жители Иерусалима, всей Иудеи, и Иорданской страны, крестясь от него в Иордане и исповедуя свои грехи. Но вот наступает радостный исторический момент – приходит из Назарета к Иоанну Сам Господь наш Иисус Христос. Предтеча по смирению своему возбраняет Ему от него креститься, «мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3, 14), говорит он Спасителю. Но повинуясь словам Владыки, который сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), святой Иоанн допускает Его и своею десницею касается главы Господней, и при этом показуя свое глубочайшее смирение. И после он по-прежнему продолжает свою проповедь с призывом покаяния и исправления жизни, обличая людские пороки и беззакония.

Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидновыми. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины: обличавший нечестивого Ирода за его беззаконие, Пророк подвергся усечению главы мечом. Лишь после этого сомкнулись уста Крестителя на земле.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск