Skip to content

22 мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.)

Каждому христианину XXI-го столетия должно подвизаться точно так же, как святитель Николай. Трудиться, то есть, над очищением своего ума. Часто мы говорим: вот этому святому была дарована такая благодать. «А нынешние, ну-тка». Между тем, каждый из нас в Таинстве Крещения уже получил эту благодать, и от него лишь зависит, в какой мере она раскроется в нас. В какой мере мы будем ощущать, осознавать ее содействие нам. Что для этого нужно? Заботиться о чистоте ума. Ибо наш ум, или дух, словесная сила, живущая в нас, высшая способность души, – есть тот орган, посредством которого мы ищем Бога, обретаем Его и упокоеваемся с Ним, Богом, в чистой молитве.

Но этому предстоянию Живому Богу препятствуют многие изнутри подходящие к нам искушения. Это и посторонние мысли, это и ненужные воспоминания, это и навязчивые образы, это и страсти, которые иногда произвольно, а иногда непроизвольно с нашей стороны разливаются, как наводнение, грозя потопить под собою молящееся сердце. Итак, христианину потребно всегда быть на страже своих переживаний и всегда, по возможности, иметь ум обращенный к Богу в молитве. И наблюдать, дабы непрошенные гости не вселялись в наше сердце чрез рассеянность ума. Вот труд святых. Вот подлинное бдение, бдительность, трезвение, которые требуются от каждого из нас.

Нравственным чувством, богоданной способностью различать добро и зло мы должны встречать приходящего и стучащегося во врата нашего ума и вопрошать: «Наш ли еси или от супостат наших?» Если подошедший несет в себе злую силу – гордость, осуждение, похоти, сребролюбие, уныние, печали – то именем Господа Иисуса Христа, как мечом, надлежит отогнать от священных пределов сердца этого непрошенного посетителя. И сколько за день нам приходится терпеть схваток! Как часто мы побеждаемся – по нашей рассеянности, невнимательности, недостаточной духовной бдительности – врагами нашего спасения. Однако, восстал, очнулся, покаялся, и снова в бой.

Святитель Николай свидетельствует опытом своей жизни, как плодоносно это трудничество очищения ума и сердца. Потому что чрез молитву, как чрез отверстие некое, сердце заполняется благодатными дарами. Плоды духа суть мир, радость, любовь, долготерпение, кротость, воздержание. А прежде их смирение. Но для того, чтобы эти плоды умножались в нашем сердце, будем следить, чтобы свят был корень. А корень – чистота ума. Корень – всегдашняя готовность отринуть от себя недолжный образ, впечатление, ощущение. Корень – всегдашнее ходатайство о помиловании, всегдашнее прибегание к Иисусу Христу. Корень – призывание Его святого имени. Будем трудиться по мере наших слабых сил, испрашивая помощи святителя и Чудотворца Николая. И будем верить, что не за труды наши, а по милости Божией и по ходатайству святителя Христовы добродетели расцветут в нашем сердце. И мы будем себя чувствовать подлинными детьми святителя и Чудотворца Николая.

Протоиерей Артемий Владимиров

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск