skip to Main Content
Меню
9 мая – поминовение  усопших воинов

9 мая – поминовение усопших воинов

Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал па машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества: «Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и, вот, кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу.

Вспомним святых вождей русского народа: Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий народный подвиг… Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя…» (Ин. 15, 13) Положим же души свои вместе с нашей паствой… Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу».

Всего за годы войны Митрополит Сергий (с 1943 года – Патриарх Московский и всея Руси) обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, отзываясь на самые значительные военные события и в каждом Пасхальном и Рождественском послании призывая соотечественников к ратному подвигу на фронте и самоотверженному труду в тылу ради обшей победы над лютым фашизмом. Великая Отечественная Война стала поистине Священной Войной в самом прямом, понятном для православного народа смысле. Это название прозвучало в первый же день войны в том же обращении Митрополита Сергия.

По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. Ежедневно за Богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов…». Во всех православных приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых. 30 декабря 1942 года Митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени благоверного князя Димитрия Донского.

С первых же дней Великой Отечественной войны в уцелевшие от так называемой безбожной пятилетки (1929–1933гг.) православные храмы устремилось множество наших соотечественников – в особенности женщин, провожавших или проводивших своих сыновей и братьев на поле брани с коварным и жестоким врагом. Если в годы благоденствия человек склонен забывать о Боге, то беда скоро учит молиться и находить дорогу к храму. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви распространялась и на оккупированные врагом территории. В январе 1942 года, обращаясь к православным людям, оказавшимся на захваченной фашистами территории, Митрополит Сергий просил их хранить верность Матери-Родине и помогать партизанам: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и ободрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена».

Митрополит Сергий писал в послании, датированном 26 июня 1942 года: «Может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделить их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием, пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески. Так действуя, будете достойны венцов, равных с партизанами».

Православные приходы Сибири к началу Отечественной войны были почти все закрыты. 24 августа 1943 года в Новосибирск приехал назначенный на Новосибирскую кафедру архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей. До приезда в Новосибирск он служил в московских храмах (в сане архиепископа Можайского), в Ульяновске.

В Сибири Владыка Варфоломей начал восстанавливать церковную жизнь и при этом не переставал заботиться о нуждах военного времени. Совершая Богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Омска, Тюмени, Тобольска, Красноярска, Барнаула, Бийска и других городов, этот старец призывал людей к пожертвованиям на нужды армии. Сборы по церквам шли на приобретение теплых вещей для воинов, на содержание госпиталей и детских домов, на помощь инвалидам войны и на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации. За патриотическую деятельность Владыка Варфоломей был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Об этой стороне патриотической деятельности Русской Церкви можно говорить еще очень много, но хочется сказать и о другой. В первую «военную» Пасху (1942 г.) в Москве после долголетнего перерыва было разрешено совершать ночью Пасхальный крестный ход. Митрополит Сергий в Пасхальном послании 1942 года писал: «Христос Воскресе! Воскресший из мертвых Господь наш, встретивший некогда мироносиц приветом: «Радуйтесь!», да повторит этот светлый привет и в сердце каждого из нас во дни Святой Пасхи, да обновит Он нашу веру, нашу любовь к Нему, нашу готовность понести ради Него». «Воскрес Христос – и радуются ангелы. Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христа над адом и смертью во веки и во временной жизни здесь на земле – победу Креста Христова над свастикой!».

Ныне Русская Православная Церковь вместе со всем народом склоняет голову перед памятью воинов Великой Отечественной войны, не щадивших живота своего во имя Отчизны. Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, «от Которого именуется каждое Отечество» (Еф. 3, 15). А дар Божий надлежит хранить, как зеницу ока. Сильное Отечество – это слава народа, униженное и поруганное – его горечь и срам, защита – святой долг каждого гражданина. «Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждой грабительства и порабощения, – обращался к ленинградцам митрополит Алексий (Симанский), – на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих». Но война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мученикам к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества.

Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом. Из века в век во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормляя его любовью, воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. «О вождех и воинах, на поле брани за Отечество живот свой положивших», – доныне ежедневно возносятся молитвы в тысячах храмов по всей России. «Во блаженном успении вечный покой» для тех, кто не пощадил жизни своей во имя любимой Родины, не устают молитвенно испрашивать тысячи священников за богослужением.

Из доклада «Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» прот. Тимофея Морева

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск