skip to Main Content
Меню
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

На каждой службе мы слышим слова: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Для чего мы вспоминаем Пресвятую Богородицу со всеми святыми? – Для того чтобы нам тверже и решительнее предать себя Господу, как прежде предали себя Господу они, как сегодня мы слышали в Евангелии: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему – так говорила Пресвятая Дева Ангелу (Лк. 1, 38). И эти слова звучали у Божией Матери во все моменты Ее земной жизни.

Как в жизни каждого из нас воплощаются эти Евангельские слова? Как Господь обращается к каждому из нас? Бог говорит: Се, стою при дверех и (толку) стучу, и если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. 3, 20). Бог постоянно обращается к нам. Святые отцы говорят, что когда приходит к нам даже одно простое доброе помышление, одна простая благая мысль, например, об изменении себя, о необходимости лучшей духовной жизни – это помышление уже есть обращение Бога к нам. И всегда ли мы, наша душа, говорит в ответ: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Как эта благая мысль принимается нами? Бывает, что до поры до времени принимается она добродушно, потом только досадливо терпится, хотя без неудовольствия, но холодно, без особого внимания, а затем в круговороте наших забот уже становится докучливой, от нее спешат поскорее избавиться, и, наконец, от нее чувствуют неприятность и отвращение; ее уже не просто не любят, а ненавидят, преследуют, гонят, ее не замечают. Благая мысль, посетившая нас, является, как чуждая гостья, среди других наших интересов и привычек.

Соответственно с этим проходит желание и чувство необходимости изменения себя, утрачивается стремление к лучшей духовной жизни; которые сначала представляются очевидными; но потом прикрываются сомнениями, и ненужность и излишность их представляются более вероятными; и наконец, внутри полагается решение: «Живи, как живется, и так можно прожить; все другое – излишние хлопоты» или «еще успею». Приходит благая мысль – но как много надо и нам самим придать ей внимания, чтобы она возобладала над душою! Как важно заметить эту благую мысль и дать ей место в нашем сознании.

По большей части такого рода благие помышления остаются бесплодными по невнимательному и недолжному отношению к ним тех, чью душу они посещают. Итак, пришла благая мысль исправиться – ухватись за нее, займись тем, чего ради она послана. Не последние ли это приближения ее к нам с целью образумить нас и положить конец безобразию жизни нашей? Потому-то нужно спешить воспользоваться ей со всею твердостию намерения и усилить ее, сколько это дано свободе человека. И, как говорят святые отцы, нужно провести эту мысль дальше в глубь души и показать ее важность и привлекательность и делать все к ее исполнению.

Сознали, что нет жизни, кроме жизни в Господе, и переменили свою неподобную жизнь. Как Господь обращается к каждому из нас? Все мы имеем обетование Божие: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Жизнь каждого человека устраивает Бог, и все течение ее – тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. Нам необходимо только делать все по заповедям Господним. Все, что каждому из нас представляется по обстоятельствам его жизни, что требуют любые случаи, с каждым из нас встречающиеся.

Господь обращается к каждому из нас в каждодневном исполнении Его заповедей. Если мы стремимся к такой жизни в Боге, то устроим жизнь свою так, чтобы всякий наш шаг, всякое наше действие, внутреннее и внешнее, было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, решительным и беспрекословным. В том-то и состоит отличительная черта истинной покорности воле Божией, чтобы, познав ее, творить решительно и беспрекословно, приложив решимость «до положения живота», то есть: хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией. А как станем колебаться сомнениями о последствиях, непременно собьемся с правого пути и погрешим.

Иеромонах Иоанн (Лудищев), 7 апреля 2018 г.

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск