В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь восходит к Богу вместе с Той, Которая…
15 февраля — Сретенье Господне
Когда царь Птолемей, основатель славной александрийской библиотеки, вознамерился перевести книги Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, тогда из израильтян выбраны были семьдесят два мужа мудрых, которые основательно знали языки: еврейский и греческий. В числе сих семидесяти двух мудрых израильтян был некто Симеон, муж праведный и благочестивый (Лк. 2, 25). Переводя книгу пророка Исаии и остановившись на известном его пророчестве: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он усомнился в этом и, подумав немного, взял нож и хотел было выскоблить это место, как недостойное вероятия. Но вдруг пред ним явился Ангел и, удержав его руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты своими глазами увидишь исполнение сего непостижимого пророчества». Симеон оставил намерение свое и с того времени начал ожидать исполнения слов пророка Исаии и, наконец, дождался.
В Ветхом Завете был закон, по которому родильницы, родившие детей мужеского пола, в продолжение сорока дней не могли являться в церковь (закон этот соблюдается и у нас). На сороковой день они обязаны были явиться в храм для принятия очистительной молитвы от священника и для принесения в жертву двух горлиц или агнца, смотря по достатку. Иисус Христос родился; сороковой день после Его Рождества наступил, и вот Мария и Иосиф, исполняя закон, берут двух горлиц и идут с Младенцем Иисусом в храм. В то самое время, когда они вошли в храм, пришел туда, по внушению Божию, и праведный Симеон и увидел Младенца Иисуса. Взяв Его на руки и узрев в Нем утеху Израилеву, он воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей…» (Лк. 2, 29–31). Итак, слова пророка Исаии сбылись, и предсказанное Ангелом исполнилось: праведный Симеон увидел, сретил (встретил) рожденного от Девы Господа; потому-то и праздник нынешний назван Сретением Господним.
Слушатели-христиане! Учение нашей веры заключает в себе много таинственного и непостижимого для нашего разума. Бойтесь сомневаться в чем-либо; как вера учит, так и веруйте. Непостижимое нельзя постигнуть, и нет нужды постигать. Не будем ожидать и чудесного явления какого-нибудь Ангела, который бы вразумил нас и истолковал нам то, чего не понимаем: у нас есть Ангел, верный наставник и толкователь – Святая Церковь. Ее будем слушаться, ей будем верить во всем. Праведный Симеон пред смертью увидел исполнение непостижимого таинства, в котором однажды дерзнул было усомниться. Пред смертью, слушатели, и у нас откроются глаза, и мы узнаем то, чего теперь не хотим знать, и мы тогда убедимся в том, в чем теперь сомневаемся.
Да, пред смертью узнаем, убедимся, что по ту сторону гроба есть другая жизнь – вечная, о которой мы теперь так мало заботимся; пред смертью узнаем, убедимся, что в будущей жизни грешников ожидают мучения – вечные, которых теперь так мало боимся, пред смертью узнаем, убедимся, что есть Правосудный Бог, воздающий каждому по делам, Которого теперь мы так мало страшимся; ясно узнаем и вполне убедимся тогда во всем, чему учит нас Святая Церковь, которой мы так мало слушаемся; но, увы, может быть, не на радость нам откроются тогда наши глаза. Праведный Симеон увидел пред смертью спасение, а грешник узрит тогда свою погибель; сердце Симеона наполнилось утешением, а сердце грешника наполнится отчаянием; Симеон говорил: иду с миром, а грешник принужден будет сказать: иду с трепетом, ожидая мучений во аде. О, Господи, дай нам прежде конца покаяться, не допусти нас умереть во грехах, пошли нам такую смерть, какой умер праведный Симеон, открой теперь нам наши глаза, чтобы мы видели и страшились Твоего Страшного Суда. Аминь.
Протоиерей Родион Путятин
Комментариев: 0