skip to Main Content
Меню
Подготовительные недели (воскресенья) к Великому посту  (5 февраля, 12 февраля и 19 февраля в этом году)

Подготовительные недели (воскресенья) к Великому посту (5 февраля, 12 февраля и 19 февраля в этом году)

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о
мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица
мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-
отпустная, сырная, масленица).
В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира
и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о
пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает
верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной
субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным
войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем
ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на
святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в
отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое
приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви.
Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн
Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о
воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.
В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы
на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий,
митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером
мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании
покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов,
который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает
богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.
Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово,
смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до
зрака раба» (Флп. 2, 7). В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь
призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение
лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание)
мерзкое».
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в
приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о
мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия,
пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред
каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери,
Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество
содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-
дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену
вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает
духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена
притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного
чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о
блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» –
предсказание Спасителя о Страшном суде. В Неделю о блудном сыне
евангельской притчей (Лк. 15, 11-32), от которой получила название и сама
Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко
всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу.
Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе,
раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога,
Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует
примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего
раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в
благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от
этого общения служит источником духовных бедствий.
Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния,
Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии
возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться
в благодатной помощи Отца Небесного.

Газета «Верую, Господи! Помоги моему неверию…», №2, 2019 г.

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск