skip to Main Content
Меню
5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских

5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских

Братья и сестры, поздравляю вас с днем памяти всех новых мучеников и исповедников Российских, который является особенным праздником для нашей Церкви, для нашей страны… Сегодня мы вспоминаем миллионы тех людей, которые жили и пострадали во дни самых страшных в истории гонений, это были не дни, но годы и десятилетия. В это страшное время они оставались твердыми,– нашли в себе силы противостоять, можно сказать, дьявольской злобе, противостоять верой и любовью, кротостью и смирением.

Нам в нашем Университете довелось изучить тысячи следственных дел этих новых мучеников и исповедников и можно поражаться тому, как хватило им человеческой силы, чтобы выдержать то, что они выдержали, чтобы не усомниться, не испугаться, не отступить, чтобы не начать трусливо предавать окружающих людей, своих близких, знакомых, для того чтобы выслужиться и заработать себе спасение от наказания, от кары этих безбожников. Множество русских людей: и духовенство, и миряне, и монахи, и мирские, мужчины и женщины, как поется в тропаре сегодняшнего дня, нашли в себе это мужество, которое укреплялось верой. Эта вера была единственным противостоянием безбожному нашествию, дьявольскому нашествию на нашу страну.

Вы знаете, что эта дьявольская одержимость, которая пришла к нам в начале XX века и которая охватила большую часть народа нашего, буквально смела всю жизнь нашей страны: были разрушены тысячи храмов, были уничтожены святыни, памятники культуры, даже язык русский, и тот был изменен. Были уничтожены планомерно все сословия нашего общества: дворяне, духовенство, купечество, интеллигенция, крестьяне. В результате получилось то, что мы видим теперь. В результате этого геноцида, иначе и назвать нельзя это время, наш народ ослабел. Он, прежде самый сильный и смелый народ, имевший мощную армию, побеждавший в самых трудных войнах, теперь ослабел, и мы видим его в жалком состоянии: без веры, без должных качеств, без трудолюбия. Народ пьянствует, ворует, обманывает, не имеет даже настоящей семьи, не умеет любить детей своих. Народ наш, как говорят, разложен.

Почему это случилось? Потому что все доброе было уничтожено. Зло, которое господствовало здесь с такой свирепой силой, безжалостно и беспощадно уничтожало всех добрых, всех умных, всех деятельных людей – всю красу нации нашей, всю силу нашей нации. А те, кто еще оставался не убитым и не арестованным, те погибли в войнах, во время голода, во время множества бедствий XX века. Страшнее, чем XX век, не было века во всем мире, после, наверное, потопа. Но если все-таки Россия стоит сегодня, если сегодня вновь народ наш постепенно возвращается к вере и снова строятся храмы и открываются монастыри,– все это потому, что наши мученики и исповедники веры православной нашли в себе силы противостоять этому злу. И хотя они были сами убиты во множестве, а другие были арестованы, сосланы, они не могли изменить ход истории, не могли изменить правительство, не могли политику изменить, но они изменили самое главное: они отняли силу у этого безбожного мировоззрения – коммунизма и материализма, они победили его духовно.

И вот, по прошествии сравнительно небольшого времени в историческом масштабе, мы видим: от этого коммунизма, материализма не осталось ничего, кроме воспоминаний и последствий, которые мы теперь расхлебываем, последствий, которые являются болезнью нашей нации, нашего народа. Что будет с нашим народом дальше? Мы можем сегодня с уверенностью сказать: если он обратится к вере во Христа, если он снова станет православным, он выживет и снова обретет деятельную силу. Эта вера может дать ему здоровье, может дать ему силы, чтобы победить все трудности нынешнего времени. Если же он к вере не придет, тогда никакой надежды на будущее не остается. Наш народ исчезнет с лица земли, и страна наша тоже исчезнет. Это произойдет даже без каких-то особенных войн: сам народ умрет, разложится до конца: не будет детей, не будет семьи, не будет здоровых людей, которые могут трудиться, могут служить в армии, просто вымрет, как оно и бывало в истории неоднократно.

И вот вопрос о том, обретет народ веру или нет, нас приводит к другому вопросу: а как можно обрести эту веру? Кто эту веру ему проповедает, откуда он почувствует эту мощь веры, как он примет ее в свое сердце. Ведь Евангелие уже было проповедано, ведь множество святых уже были, есть жития святых, есть много книг. Кто может подвигнуть вот этот народ, который уже отрекся, который все уже испытал, все уже имел и от всего отрекся и начал просто пьянствовать? Кто может его обратить к покаянию? К покаянию его может обратить подвиг наших мучеников, потому что редкая семья не имеет своего мученика в сонме святых нашего времени. Почти в каждой семье есть страдалец за Христа, и, если мы вспомним его, от него получим эту веру, от него научимся. Это легче сделать, чем учиться из книг. Вспомним своих близких, которые страдали за нас, которые страдали за наше спасение, которые не соглашались на зло, которые утверждали добро ценой своей жизни, вспомним наших родных, которые были прекрасны, которые своей святостью украшали жизнь этого мира, которые оставили нам в наследство то, что важнее всего на свете, оставили нам дар благодатной жизни, дар веры. Если будем внимать подвигу наших близких святых, можно сказать, родных нам по плоти, близких, родных, если будем обращаться к ним с молитвой, то тогда есть надежда нам встать на ноги и снова вернуться на добрый путь.

Поэтому мы и проповедуем всюду и везде о том, что нужно чтить новых своих мучеников, все мы имеем нравственный долг перед ними, мы должны иметь в сердце благодарность им, мы должны у них учиться, это наши отцы и деды. Мы должны чтить их подвиг. В этом залог нашего спасения. И вот сегодняшний день является днем такой особой памяти. Этот день был установлен еще в 1918 году, когда был расстрелян первый святитель Русской Церкви, митрополит Киевский Владимир. Он был первым, кто пострадал среди епископов нашей Церкви. И вот тогда собор 1917–18 годов, этот великий собор, постановил: первое воскресенье после 7 февраля, по новому стилю, дня смерти, дня убиения митрополита Владимира совершать память всех пострадавших за веру. Сегодня мы с вами совершали память, служили панихиду, сегодня мы на литургии поминали всех, кто пострадал за Христа. Но сегодня же мы уже совершаем память тех, кто канонизирован в нашей Церкви как мученик, не только пострадал, но и причислен к лику святых, и таких уже более 2000.

Оказывается, что в наших святцах большую часть занимают именно святые новомученики. Святых за все века предыдущей истории Русской Церкви мы канонизировали только несколько сотен, примерно 400. А теперь уже около 1700 канонизировано одних только новых мучеников. Т.е. правильно делается вывод: что наша Церковь стала Церковью новомучеников. Новомученики стали не только украшением нашей Русской Церкви, но и всей православной Церкви в мире, потому что святых новомучеников больше, чем всех остальных святых вместе взятых. Их подвиг стал величайшим подвигом в истории человечества. Чем дальше, тем лучше мы это понимаем, чем дальше, тем больше будем изучать этот подвиг, он все сильнее и сильнее будет сиять в этом страшном мире, потому что это есть подвиг противостояния злу, это есть подвиг стояния за правду, за истинную веру, это подвиг исповедания Богу в этом страшном мире, который принадлежит злу, где князем мира является сатана. Остаться на стороне Бога в этом мире трудно, но только это спасительно. Путь такого стояния с Богом, стояния за веру и показывают нам наши удивительные святые.

Среди них мы можем найти святых, совершенно подобных древним мученикам, обладающих такой неотразимой духовной красотой, которая сразу же трогает наше сердце, поэтому нужно обязательно изучать жития этих святых, они могут помочь нам воспитаться самим и воспитать наших детей. Будем всегда молиться им. Слава Богу, теперь многие семьи называют своих новорожденных детей в честь новомучеников. Это значит, в этой семье будет почитаться мученик, это значит, что тот, кто получил имя в честь новомученика, будет ему всегда молиться и будет особенная связь с этим сонмом, великим сонмом страдальцев за веру. Дай Бог, чтобы эта связь укреплялась, чтобы она животворила и весь наш народ, и нашу церковь земную. Аминь. 10 февраля 2008 г.

 

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, что в Москве

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск