skip to Main Content
Меню
14 января – Обрезание Господне, память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.)

14 января – Обрезание Господне, память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.)

Церковь вспоминает Обрезание Господне. То ветхозаветное прообразование, которое было установлено еще при Аврааме и являлось заветом Бога с человеком через праотца Авраама, пришел исполнить Спаситель. Он пришел не разрушить закон, но исполнить, исполнить всякую законную правду. Но с пришествием Христа Спасителя упразднилась необходимость в обрезании, потому что человечество вступило в Новый Завет с Богом в Его крестной жертве, которую Он принес ради спасения человечества. И уже в купели крещения, спогребаясь, соумираясь с Ним, мы имеем надежду на воскресение своей души, на совосстание с Ним, способность стать причастниками, соучастниками Его божественного Воскресения.

В этом нам дается залог нашего будущего спасения, которое вступает здесь в жизнь человека, если он искренне ищет Бога, если его христианская жизнь есть неформальное исполнение обрядов, но стремление исполнения заповедей Божиих, через которое человек уподобляется Христу. Собственно исполнение этих заповедей есть искание Самого Бога, чтобы обрести Его в богоподобии своей души. Господь не случайно оставил нам Свой закон. Он желает, чтобы мы, исполняя его, научились любить Его. Как и Сам Он сказал через евангелиста Иоанна, что любящий Меня будет заповеди Мои соблюдать. И это не может быть иначе, не может быть по-другому. Человек, который научился любить Бога, должен любить и ближних во Христе Иисусе, и все то, что заповедал Христос. Если он любит Христа, он не может быть противен Христу и непослушен Христу. Он во всем будет исполнять все, что повелел Господь. И в конечном счете человек приобретает свойства божественные, уподобляется Христу.

В этот день в 379 году скончался святитель Василий Великий, один из величайших учителей вселенской Церкви, являющий собою прекраснейший образец истинного «обрезания Христова». За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Именно он благословил своего друга Григория Богослова, с которым они вместе учились и вместе подвизались, вместе боролись с арианством. По его благословению он становится Патриархом Константинопольским, возглавляет уже по смерти святого Василия Второй Вселенский Собор, собранный против и окончательного низложения ариан, и против духоборцев, тех, которые и Духа Святого не почитали за Бога. Святой Василий Великий, крещеный в 32 года и почивший в 49 лет, из этих 17-ти лет лишь семь лет был епископом, но его дела настолько огромны, что не может вместить и жизнь нескольких людей, так много сделал этот человек для Церкви.

Его святая Литургия Божественная, которая совершается не только сегодня, в день его кончины, но и в Рождественский и Крещенский Сочельники, а также во все воскресные дни Великого Поста, Великий Четверг и Великую Субботу, стала особой не только из-за более протяжных песнопений. Молитвы ее анафоры, центрального евхаристического канона, во время которого происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (некоторые читаются священником «тайно») написаны святителем после особого прошения у Господа.

По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии». По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память.

Святой Амфилохий, епископ Иконийский, в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством».

Подготовила Людмила Сондак

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск