Skip to content

17 декабря – память преподобного Иоанна Дамаскина (776 г.)

Имя его достаточно известно, особенно благодаря первой попытке систематизации христианского богословия, выразившейся в труде под названием «Точное изложение православной веры». Однако прп. Иоанн Дамаскин как подлинный аскет оставил нам некоторые письменные памятники, содержащие в себе руководства для духовной жизни. Давайте посмотрим, что же мы можем взять для себя из наставлений знаменитого православного святого. Сделаем маленькую ремарку и скажем, что рассматриваемые наставления адресованы монахам, но этот факт ничуть не снижает их значимости для мирян.

Безусловно, условия духовной жизни монаха имеют ряд существенных отличий, но общее содержание, выражающееся в постоянном служении Богу и ближним, а также борьбе с пороками, касается всех христиан. Вот, к примеру, возьмем увещание прп. Иоанна Дамаскина в борьбе с восемью главными страстями. «Знай, брате, – пишет он, – ведать тебе, монах, и внимать тщательно надлежит, какою страстью возмущаем бываешь». Таким образом, монах должен определиться, какая страсть его одолевает, и начать борьбу с ней, но если я живу в миру, то, пожалуй, и выбирать не из чего, так как все ко мне относится.

Давайте теперь взглянем, о каких таких главных страстях идет речь у прп. Иоанна Дамаскина: чревоугодие, злая и срамная похоть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордость. Рассмотрим теперь, как святой предлагает бороться с каждой из них. Первый шаг для борьбы с чревоугодием – это уменьшение меры принимаемой пищи и пития. Здесь, конечно, сложно сразу спохватиться, особенно когда приходишь домой уставший после рабочего дня. Чаще бывает, что объешься, а уж потом доходит, зачем я все это сделал. Что ж, раз нет у нас внутреннего «стопора», то должен быть внешний. Можно, например, повесить стикер с напоминанием в поле зрения своего привычного места за столом или же заведомо брать меньше тарелку, а захочется добавки, то придется встать, т. е. совершить действие, которого я обычно не делаю. В этот момент как раз и может настигнуть нас мысль о необходимости остановиться. Кроме того, важен еще и изначальный настрой, потому прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Имей непрестанную память об отшествии отселе души, также о будущем суде и страшной геенне; возгревая в то же время и возжелание царствия небесного. Сим способом возможешь ты победить чревоугодливое сластолюбие и возымеешь к нему омерзение».

Следующая страсть – это срамная и злая похоть. Для борьбы с ней в первую очередь необходимо воздержание. Равноценным «противоядием», по мнению святого, является также прилежная молитва. Таким образом, рост усилий в телесном воздержании (будь то пост, к которому можно прибегать и вне уставных предписаний, или другие методы) и молитве прямо пропорционален уменьшению страсти похоти. Важным есть также и скромное поведение, и степенность в мыслях, лишенных всякого осуждения и клеветы. «Еще поминай о смерти и возлюби жажду, – продолжает преподобный, – наипаче же не позволяй себе видеться с женщинами и беседы с ними вести, – еще лучше совсем не смотреть на лица их. Делай так, и избавишься от этой страсти». Конечно, мы не в монастыре живем и совсем не видеться с представителями противоположного пола не сможем, но вот вовремя отвести взгляд и тихонько молиться – это в наших силах.

Для противодействия сребролюбию важно помнить об участи Иуды. Действительно, если постараться максимально остро ощутить, что мое пристрастие к деньгам в какой-то мере делает меня «сообщником» Иудиного греха, то становится как-то не по себе. Более того, ап. Павел называет этот порок идолослужением (Кол. 3:5), а потому, по слову прп. Иоанна Дамаскина, сребролюбие «отрывает нас от упования на Бога». Святой добавляет: «Наслаждение, доставляемое сребром, временно, а наказание сребролюбцам конца не имеет. Размышляя о сем, и ничего, кроме необходимого для удовлетворения потреб, не ища, победишь эту страсть».

Далее прп. Иоанн Дамаскин пишет о борьбе с печалью, вызванной какой-либо привязанностью к мирским делам или благам. Если говорить более простым языком, то речь идет о том, что нельзя расстраиваться и удручать себя, когда у нас что-то не получается или приходится преодолевать определенные трудности земного существования. В таком случае все свои упования необходимо возложить на Бога, а также стараться общаться с теми, у кого вера крепче нашей. Опять же важен и внутренний настрой. Это как в любом соревновании: успех победы зависит от, скажем так, «заряженности» спортсмена на эту победу. Вот и здесь ко всем мирским заботам необходимо относиться как к фактически несуществующим, отсюда и на душе легче станет. «Тогда только печалься, когда согрешишь пред Богом», – пишет преподобный.

Шестая страсть – гнев. Дабы избавиться от нее, святой Иоанн советует как можно чаще умывать ноги братьям, всякий раз просить у них прощения, читать Псалтирь и посещать больных. Если два последних наставления реализуемы и в мирской жизни, то как же быть с просьбами о прощении и умывании ног? Ясное дело, что бегать с тазиком воды за коллегами на работе мы не будем, но вот относиться ко всем как слуга – это в наших силах. Если я буду четко понимать, что поставлен служить людям, даже тем, кто находится в моем подчинении, то, конечно же, и гнева в нашей жизни станет значительно меньше.

Затем прп. Иоанн Дамаскин переходит к советам по борьбе с унынием. По слову святого, здесь важно отвлечь себя от тех самых унылых мыслей и не оставлять места для лени. В ход идут все возможные средства, как то рукоделие, чтение и молитва. Сделаем маленькое уточнение о чтении, а именно укажем, что не стоит обращаться к книгам развлекательного характера, не несущих в себе каких-либо серьезных мыслей. К сожалению, сочинения подобного рода нередко встречаются и в православной среде, но если мы возьмем в руки Священное Писание или святоотеческую литературу, то точно не прогадаем. Также важно помнить о «бывающем при последнем издыхании, какое томление испытывают тогда грешники, и как немилосердо мучимы бывают и терзаемы, – и таким образом успокоишься от этой страсти».

Если нас терзает тщеславие и поиск человеческой похвалы, то всякое доброе дело следует заведомо скрывать от посторонних глаз, избегать почестей, разного рода застолий и даже просто красивой одежды. «Паче же люби, чтобы люди поносили тебя, осуждали, и бесчестили лжуще, – продолжает прп. Иоанн Дамаскин, – и имей себя паче всякого грешника грешнейшим».

Последняя страсть, о которой говорит святой, – это гордость. Советы для борьбы с ней здесь схожи с предыдущими: «Должно тебе никого отнюдь не поносить, не осуждать, не уничижать, но почитать себя отребьем всех». Однако прп. Иоанн добавляет еще, что нельзя в этом мире ни на что опираться до тех пор, пока не услышим о себе последнее решение от Бога. Все наши маленькие подвиги, будь-то пост, молитвы, чтение Священного Писания или поклоны, приписывать стоит лишь одном Господу, давшему нам силы совершить их. Истории жизни святых, да и просто христиан, неоднократно свидетельствовали о том, как даже самые большие подвижники, бывало, падали и теряли всю накопленную благодать, пораженные лишь одной горделивой мыслью.

В конце прп. Иоанн Дамаскин уточняет, что одни страсти являются телесными (чревоугодие, блуд, непотребство), а другие – душевными (ненависть, тщеславие, гордость). Каждая страсть начинает свое действие в душе тогда, когда в ней пропадают любовь и воздержание. Лекарство против телесных – пост и бдение, против душевных – смирение и любовь, а против всех – наша ревность и благодать Божия.

Последнее наставление прп. Иоанна Дамаскина говорит нам о том, что всему полчищу грехов человек сможет противостоять лишь в том случае, когда «непрестанно помышлять будет о Боге, зрителе Своих дел, об Ангеле Хранителе, о превосходстве добродетели, о мгновенности удовольствия, о скверноте греха, кратковременности жизни, о безвестности часа смертного, о вечных радостях и муках, о мире чистой совести, о достоинстве человека, о Божиих к нам благодеяниях, паче же всего о жизни, страданиях и смерти Христа Господа».

Добавить здесь особо нечего, дай Бог нам только сил усвоить советы великого святого и хоть отчасти воплотить их в своей духовной жизни.

 

Протоиерей Владимир Долгих, преподаватель Киевской духовной академии

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск