skip to Main Content
Меню
26 октября – празднование Иверской иконе Божией Матери (1648г.)

26 октября – празднование Иверской иконе Божией Матери (1648г.)

Немало чудес было явлено от первообраза Иверской иконы, первое упоминание о которой относится к началу IX века. А в середине XVI века архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список этого чудотворного образа. «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом – слово в слово новая, аки старая».

И 13 октября 1648 года этот самый список торжественно встречали в Москве у Воскресенских ворот царь Алексей Михайлович с семейством, патриарх и великое множество народа. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню.

Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. С 1669 года в Иверской часовне находился список выполненный уже в Москве царскими иконописцами. Эта икона, получившая название «Московской» Иверской, была изъята из закрытой большевиками часовни. Долгое время о местонахождении именно этого списка ничего не было известно. Однако недавно, благодаря усилиям историков и реставраторов, удалось установить, что список из Иверской часовни хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом­иконописцем Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря на доске из древнего святогорского каштана. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор. Под звон колоколов и пение тропаря внесли ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист. На следующий день, 26 октября, крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении множества иерархов и духовенства. С того самого дня вот уже более 20 лет перед образом ежедневно с 8 часов утра и до 20 часов вечера читается акафист поочередно всеми клириками Москвы.

ИКОНОГРАФИЯ. Иверская икона Богородицы принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия», что переводится как «Указующая путь», «Путеводительница». На иконах такого типа Богоматерь и Богомладенец изображаются фронтально, их лики обращены к молящемуся. При этом глава Богородицы может быть немного склонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Младенец Христос сидит на руках Матери, правой рукой Он благословляет, левой – держит свиток, реже – книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые варианты и оплечные изводы, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще он изображается сидящим на левой руке Матери. Основная богословская идея этого образа – пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец – это Небесный Царь и Грядущий Судия. Молитвенный жест Богородицы – не только выражение Ее личного моления, это и обращенный к зрителю призыв к молитве.

 Материал подготовила Людмила Сондак

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск