skip to Main Content
Меню
30 сентября – память мучениц Веры, Надежды, Любови  и матери их Софии (ок. 137 г.)

30 сентября – память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137 г.)

Эти три имени вошли в римско-эллинский мир на заре христианства, свидетельствуя о ценностях неизвестных и чуждых язычникам. Во II веке в Риме одна боголюбивая христианка София назвала трех своих дочерей именами добродетелей, которые святой апостол Павел выделил как важнейшие для христиан: Вера, Надежда, Любовь. В отроческом возрасте (12, 10 и 9 лет) эти девочки стойко претерпели невероятные мучения и смерть за веру во Христа. София, вынуждена была смотреть на их пытки и скончалась на третий день у гроба дочек.

Это событие потрясло и вдохновило многих христиан. Именами юных мучениц стали называть детей, желая, чтобы и они, подобно святым отроковицам, соответствовали своим именам. Со временем эти имена становились все более популярными. После Крещения Руси они были у нас очень распространены, распространены они и по сей день. Но, к сожалению, эти имена популярны сегодня гораздо больше, чем сами понятия. Подавляющее большинство человечества сейчас ориентировано на совершенно иные ценности: богатство, власть, страсти. Подвиг мученичества Веры, Надежды и Любови, вместе с тысячами мучеников за Христа, является укором миру и свидетельствует для него о самом главном: истинное величие и красота человека раскрываются в нем лишь тогда, когда целью и содержанием его жизни является Истина Царства Божия. А эта Истина так велика, что за нее можно претерпеть все: лишения, страдания и саму смерть.

Кровь мучеников за веру способна пробудить дремлющую совесть человека, привыкшего мыслить и жить по обычаям «мира сего», несмотря на то, что мирские обычаи и «мораль» несравнимо удобнее морали христианской. Кроме того, святые три отроковицы в своем подвиге обнаружили то, что для каждой из них имя – это не просто название и не только нравственный идеал, в их мученичестве совершилось исполнение всей глубины того, что содержат в себе эти священные имена: Вера, Надежда, Любовь. Сами эти три понятия неразрывно связаны между собой и в отрыве друг от друга не имеют должной полноты. Святой апостол Иаков пишет: «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), то есть вера должна оправдать себя в действии, быть жизнеспособной. Сказать о себе «я верю в Бога» – совсем нетрудно. Гораздо труднее свою веру оправдать.

Даже поверхностного взгляда на современную действительность достаточно, чтобы увидеть, как человек постепенно теряет связь с ближними, с Богом и замыкается в себе. В связи с этим, само существование теряет смысл, общество (социум) абсурдируется и давит этим социальным абсурдом на человека. Это давление неизбежно порождает болезнь – и в результате даже религиозная жизнь часто становится болезненной по своему содержанию. Можно сказать, что весь мир сегодня поражает социальный и метафизический порок, при котором самые важные ценности – Вера, Надежда, Любовь – становятся непонятными и, к сожалению, совершенно ненужными. Но эти добродетели не могут прекратить своего существования в этом мире, т.к. они имеют корни неземного происхождения. Именно в этих добродетелях может найти и будет находить исцеление человек и человечество. И это – не наивный оптимизм, а один из плодов нашей веры.

 

Протоиерей Александр Немчинов

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск