skip to Main Content
Меню
14 сентября – начало индикта – церковное новолетие

14 сентября – начало индикта – церковное новолетие

Считается, что в Церкви церковное новолетие (новый церковный год) с первого сентября было установлено на первом вселенском соборе в Никее в 325 году. Поводом послужила победа императора Константина в сентябре 323 года над соправителем Лицинием. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы. Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона. «Мы празднуем, – говорили они, – индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога. Вместо серебра наш Царь Христос ожидает от нас надежды, ибо она лучше, чем серебро обеспечивает человеку благополучную жизнь. А вместо золота Он хочет от нас самой драгоценной добродетели – любви к Богу и человеку, ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. В Писании, ведь, так и говорится: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь их больше».

С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год. Календарь получает культовый, сакральный характер, он упорядочивает время. Причем для церковного сознания он не зависит от времени, а в известном смысле время зависит от него. Круг церковных праздников как бы освящает текущее время и вводит в него вечность. Об этой особенности церковного календаря очень хорошо и эмоционально сказал наш известный богослов и философ священник Павел Флоренский: «Мы живем в ритме праздников. Мы считаем дни: столько-то от Воскресенья – столько-то до следующего. Мы говорим: от Рождества до Пасхи – столько-то недель, столько-то месяцев и так далее. Столько-то дней от Нового года. Столько-то лет от Рождества Христова как эры летоисчисления. Но что это, как не время культовое, время Евхаристии, – а в других культах – свое, своих культовых действий, однако всегда культовое, ибо календарь существенно богослужебен.

Уничтожьте мысленно все культовые времена – и не станет календаря: всякий календарь есть непременно месяцеслов или подразумеваемый месяцеслов – так именно. Но ночь и день – времена года, – скажете. Да, но ведь они – осознания того, что опыт так подчеркивает мистически, что определяется в отношении к религии. Воистину и последовательно: извлеките из них всё содержание их религиозное, и вы увидите, что вам нечего сознавать – и время сольется в безразличную среду – в me on (небытие), и не будет времени. Время есть, ибо есть культ. Все времена держатся на закрепках литургических, и, когда религиозные устои распадаются, – «время выходит из пазов своих», по слову Шекспира».

Протоиерей Владимир Башкиров, клирик храма в честь Всех Святых г. Минска

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск