skip to Main Content
Меню
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородице

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородице

Как радостно нам стоять в храме перед Божиими иконами! И есть один образ, который у нас, православных христиан, всегда перед глазами: на иконостасе (стене из икон, которая отделяет алтарь от храма) на Царских вратах по православной традиции принято изображать один и тот же очень важный сюжет – Благовещение Божией Матери. И на уровне глаз взрослого человека мы всегда видим образы Пречистой Девы и Архангела Гавриила, который приветствует Царицу Небесную знаменитыми Евангельскими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!».

Эта икона повествует о событии, названном церковными поэтами­богословами «главизной нашего спасения», поскольку именно в момент Благовещения Пречистой Деве, когда Архистратиг Небесных Сил бесплотных Гавриил явился в скромный, бедный, никому не известный город Назарет перед Пречистой Девой, обрученной старцу Иосифу, и сказал Ей, что именно Она избрана для рождения Мессии, Христа, Примирителя, которого ждало все человечество на протяжении многих тысячелетий. В этот момент Господь начал входить в нашу историю, начало совершаться таинство спасения – таинство Боговоплощения, когда Господь, Творец этого мира, Автор, Сочинитель нашего космоса, вселенной, каждого из нас, любящий Отец, в Чьих руках мы однажды родились, Он начал входить в этот мир, стал человеком навсегда, благодаря рождению Пречистой Девой.

Так вот, православные богословы и писатели, авторы удивительных по уровню богомыслия и напряженной глубине созерцания страниц, посвященных осмыслению тайны Благовещения и Рождения Христа Спасителя, подчеркивали, что это один из самых таинственных моментов человеческой, или, если так можно сказать, Богочеловеческой истории. Почему? Потому что Архангел Гавриил, пришедший возвестить Пречистой Деве о Рождении Христа Спасителя, спрашивает Ее позволения на Рождение Бога в этот мир! Это всегда удивляло богословов: «Ну как это так! Скромная, никому не известная Девушка, нищая, бедная, которую взял на поруки старец, настолько Она была никому не нужна в этом мире… И вот ангел спрашивает Ее позволения на Рождение в мир Христа Спасителя!».

В этой истории очень много замечательных моментов, но наряду с богословием Рождения Христа, поражает и другое – удивление Архангела перед Пречистой Девой. Мы с вами, люди, выросшие в христианской культуре, воспринимаем ангелов как добрых вестников благодати Божией, таких чистых, светлых, мирных, что нам кажется совершенно естественным называть послушных, хороших, добрых детей ангелочками или ангелами. Но так случилось, что мы запомнили ангелов мирными и добрыми благодаря двум событиям Евангельской истории: Благовещению и Пасхе. Мы запомнили ангелов Благовещения и Пасхи, но до этих событий ангелы в Библии были страшными вестниками. Иногда они позволяли себе даже наказание народа, они были причиной катастроф, причиной вразумлений, иногда очень жестоких. Ангелы – это воители. Ведь Архангела Гавриила называют Архистратигом Небесных Сил, то есть это воитель, солдат, стоящий на страже Закона Божия, справедливости.

И впервые на страницах Библии мы видим ангела совсем иным: мирным, прирученным. Святая Дева явилась укротительницей ангелов – ведь этот воитель, древний бесплотный дух, чистый, святой видел сотворение этого мира. Книга Иова говорит нам, что ангелы Божии, видя сотворение светил, возликовали: они древнее звезд Божиих, древнее нашего физического мира! И вот этот Архангел, воитель, древний мудрый дух, падает на колени перед Пречистой Девой! Он удивляется Ей, и об этом говорят все наши песнопения на Благовещение и любые другие Богородичные праздники: «Красоте девства Твоего удивляются ангелы!» – говорит одно из песнопений.

Кто была эта Дева, которая изумила, удивила древнего духа? Пречистая Дева Мария, Чистая Голубица, Нетленная Агница. Благовещение Пресвятой Богородицы – это событие, которое не только положило основание Воплощению Христа, вхождению Бога в наш тварный мир, в ткань нашей истории, Благовещение – это Откровение о Деве. Мы должны себе это очень ясно усвоить, потому что по влиянию на историю и культуру последующих веков Пречистая Дева находится, пожалуй, на самом первом месте, потому что Откровение о Деве – это оправдание человека, это Откровение о том, что человеку естественно быть святым и чистым. Образ Пречистой Девы, Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим, женщины во плоти, состоящей из крови и костей, мышц, и при этом Честнейшей бесплотных духов, то есть более чистой, более святой – этот образ совершил настоящую революцию в сознании последующих поколений.

Рыцарство и куртуазная поэзия в Европе появились благодаря воздействию этого облика Чистой Девы. Удивились не только ангелы, но и мужчины, потому что это было откровение вообще о женщине, это было оправдание женщины, ее красоты, ее духовного, удивительного, незамутненного облика. Рыцарство – удивительная позиция, в которой мужчины считали себя бескорыстными защитниками женщин, дев, и ведь это то, что определило дух христианской этики в Западной Европе (и не только в ней). Откровение о Чистой Деве, которое началось с Благовещения, стало основанием для появления в нашей христианской культуре монашества.

Иногда монахов называют учениками пророков Илии и Иоанна Предтечи: это были действительно подвижники, которые уходили в пустыню и совершали подвиги, вкушали только скудную пищу, мало спали и подолгу молились. И вот если мы почитаем биографии подвижников, начавших этот монашеский подвиг, то увидим, что их удивляло и изумляло то Откровение о девстве и о чистоте, воплощением которого была именно Пречистая Богородица. Именно монашеская поэзия так прославила Пречистую Деву: акафисты, каноны, молитвы – это те тексты, которые написали иноки, ушедшие в пустыню. Вспомните житие преподобного Серафима Саровского, икону, которая всегда была у него перед глазами – Умиление Божией Матери, перед которой он умер, молясь, крестообразно сложа руки на груди. У него перед глазами всегда было откровение о чистом, незамутненном, оправданном человечестве, откровение о том, что человеку естественно быть чистым и святым.

И поэтому для нас, друзья мои, Благовещение – это не только откровение о явлении Господа в этот мир, но это откровение о Деве, откровение о нас с вами – людях, для которых естественно быть святыми и чистыми, людях, для которых естественно быть с Богом.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск