skip to Main Content
Меню
13 марта – Торжество Православия

13 марта – Торжество Православия

Сегодня, в век плюрализма, то есть всеобщего равнодушия и безразличия к Истине, это Торжество Церкви многим может показаться архаичным и даже опасным. Ведь даже те, кто не часто открывает Библию, знают, что в ней говорится о любви. Не самое ли главное в христианстве – любовь? Не из-за недостатка ли любви вражда и разделения среди христиан? Да, источник разделений – в недостатке любви, но не достает прежде всего не любви к ближнему своему, но именно любви к Богу, – и потому помрачается духовный взор человека и уже не узнает он Небесного Отца своего. А не зная Отца, не знает и не узнает братьев.

Характерен для нашего времени и утилитаризм – нам все равно, кому молиться, кому служить, была бы только польза. Однако человеческая жизнь – не просто сытое и здоровое существование, но жизнь, исполненная смысла и правды. А разве может быть праведной жизнь, если представление о ней ложно? Таким образом, отстаивая Истину от заблуждений, Церковь радеет не об отвлеченном богословии, а о нашей причастности жизни вечной, которая и есть «знание единого истинного Бога» (Ин. 17, 3). Ересь же – это искажение знания или опыта Церкви, его одностороннее и ограниченное понимание, зачастую, в угоду падшему человеческому рассудку. Церковь отвечает на еретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, т.е. определяет границы живого религиозного опыта.

Современный греческий богослов Х. Яннарас поясняет это достаточно просто: «Допустим, некто станет утверждать, что материнская любовь выражается в непреклонной суровости к ребенку и ежедневной порке. Если нам довелось в жизни испытать на себе подлинную материнскую любовь, мы немедленно возмутимся против подобной лжи и противопоставим ей другое определение исходя из своего опыта… Однако формула не в состоянии подменить собою опыта, она лишь обозначает его границы. Если человек сам не испытал в жизни родительской любви, он в состоянии усвоить ее определение, но так и не узнает, что такое сама любовь». Поэтому главное в Православии не знание содержания Евангелия и догматического богословия, а причастность тому опыту, который стоит за словами. А сколько среди нас таких, кто только по имени православный, а живет суевериями, блуждает между невежеством и ересью, бегает от одного целителя к другому и в церкви появляется только на собственные крестины, венчание и похороны.

Итак, Торжество Православия – это Торжество Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15). Над ересью, но не над людьми. О людях, вольно или невольно запутавшихся в своих мудрствованиях, Церковь скорбит, желая «дабы никто не погиб, но все пришли в познание Истины» (1 Тим. 2, 4). Для нас же, православных, это Торжество, которое мы празднуем в начале Великого поста, должно быть, прежде всего, торжеством Бога над нами, победой Его благодати над нашими грехами, а не над теми, кто иначе понимает Христа. Ибо только от этой победы зависит наша жизнь и наше спасение.

Прот. Вячеслав Перевезенцев, настоятель Никольского храма,

дер. Макарово, Ногинский район МО

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск