Skip to content

1 февраля – память преподобного Макария Великого, египетского (390-391 гг.)

У преподобного Макария есть изречение: «случается, что человек простой, духовно возродившись, становится мудрым, и ему открываются сокровенные тайны». Наилучшим примером подобного перерождения служит сам преподобный Макарий. Сын бедного отца, он в юности был пастухом его стад. Неизвестно, чтобы он получил систематическое школьное образование. В то время, когда жил преподобный Макарий, в Египте, под влиянием примера преподобного Антония Великого, развилось сильное стремление к подвижнической жизни.

Этот добрый дух времени расположил юношу оставить мир с его праздной суетой и отдаться единому на потребу. В тиши уединенной пустыни преподобный подвизался 60 лет, стоя во главе братии. При постоянных посещениях отшельниками и мирянами, он вёл с ними духовные беседы, делясь своим внутренним духовным опытом. Несколько, несомненно, наилучших его бесед сохранились в записи до нашего времени. Эти его беседы, послания и слова и составляют драгоценный материал для выяснения нравственного учения древних подвижников. Нравственные наставления Макария отнюдь не могут считаться специально монастырскими. Всегдашний пустынник, Макарий говорил в них о христианской жизни вообще. У него нет частных правил о келейной жизни иноков, нет подробных предписаний о том, где и как должно себя вести иноку, чем характеризуются, например, писание аввы Дорофея. Макарий обращал свои беседы к тем, которые нуждались в уяснении общих нравственных понятий христианства.

Он наставляет своих слушателей: какова последняя цель нравственной жизни, как идёт самое обращение падшей души к Богу, чем оно начинается, как продолжается и к чему приводит. Его учение проникнуто одною мыслью, одним началом: человеку нужно искренно и сознательно полюбить Христа, Его жизнь – и стремиться к ее достижению. Благодать будет споспешествовать – и человек возрождается. Весь сокровенный ход возрождения Преподобный описывает всегда непременно как жизнь внутреннюю, происходящую в душе человека, в его расположениях, мыслях и намерениях.

Нигде у него не прозвучал мотив формальный или юридический: нет речи ни о внешне-формальной истинности христианской религии, как главнейшем побуждении, к ее усвоению, нет ни страха наказания, но – страх потери небесной жизни, нет речи о проклятии, ни об удовлетворении, как отмщении за непослушание праотца. Возрождение есть всецело акт внутренний, хотя виновником его является не столько сама человеческая воля, сколько Бог.

Иером. Григорий (Борисоглебский) отрывок из лекции «Возрождение, по учению Преподобного Макария Египетского», МДА, 1892 г.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск