skip to Main Content
Меню
19 декабря – память святителя Николая Чудотворца

19 декабря – память святителя Николая Чудотворца

Св. Николай Чудотворец пользуется исключительной любовью русского народа. Ведь сколько храмов и монастырей на Руси посвящено его имени! Какая масса русских людей тезоимениты ему! Трудно найти дом православный, где бы не было его святой иконы! Но почему же такой исключительной любовью окружено на Руси имя св. Николая?

Несомненно, потому что в его лице русский народ чтит свой идеал и для религиозной, и для общественной, и для личной своей жизни. В жизни своей русский народ стремится подражать сему святителю Божию, и поэтому он является для русского народа как бы маяком, направляющим его в пути среди бурного житейского моря. Вот почему те характерные черты, которые нашли свое яркое воплощение в жизни св. Николая, являются основными чертами, характеризующими и русский народ. Св. Церковь, прославляя ныне св. Николая, дает краткую, но чрезвычайно яркую и всестороннюю его характеристику. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю…» – взывает она к святителю Божию и этими словами определяет, за что она так ублажает св. Николая.

Правило веры… Действительно, как не назвать св. Николая правилом веры, когда мы знаем, что его ревность о вере, его твердость, непоколебимость в вере не имела границ. За веру он готов был жизнь свою положить! Он не мог снести хулы нечестивого Ария на Христа Спасителя и заградил нечестивые, хульные уста! Он, даже по смерти, ревнуя о славе Божией, не захотел почивать своими мощами среди неверных и, явившись во сне благочестивому пресвитеру града Бар, повелел перенести свои мощи из страны неверных к христианам, в то время еще православным. За свою ревность о вере он и на иконах изображается иногда с мечом в одной руке и храмом – в другой, как ревностный страж и хранитель веры и Церкви. Таков св. Николай, как идеал в области религиозной жизни!

Образ кротости… Так определяет святая Церковь отношение св. Николая к ближним. Действительно, как точнее определить эти отношения, как не образом кротости! Нам нет нужды говорить о безграничной самоотверженной любви св. Николая к людям. Эта любовь источала и источает реки чудес от него и при жизни, и по смерти, и от святых мощей его, и от святых чудотворных икон его, коих он не лишил и наш святый град и сей святый храм! Дивный чудотворец, как прежде, так и теперь и во сне, и наяву, и на суше, и на море является призывающим его и спасает там, где бессильна всякая земная помощь. Но все эти дела любви святителя Божия к людям, сверх всего, всегда бывают окрашены чрезвычайной кротостью, снисходительностью. Движимый именно этой кротостью любви, святитель Божий три раза ночью идет к дому обедневшего богача, готового отдать своих дочерей на служение пороку, и каждый раз тайком помогает ему, чтобы явной милостыней не устыдить его, не оскорбить естественного чувства гордости этого недавнего богача. Эта кротость подвигает святителя на помощь даже иноверцам, хотя и чтущим его, но, по немощи своего духа, находящимся вне Церкви Христовой. Этою же кротостью, несомненно, объясняется и то, что св. мощи Николая Чудотворца почивают ныне во граде и даже во храме инославном.

Да, кроток, снисходителен св. Николай к немощам человеческим, но он строг к явному злу, к упорному пороку! Мы знаем, как строг он был к одному царю за неправедное заключение в темницу невинных. Мы знаем, как грозен он был, когда вырвал меч из руки палача, уже занесенной над невинной жертвой судии неправедного. Мы уже говорили, каким гневом воспылало его сердце против нечестивого, хульного Ария. Кротость святителя Божия далека была от безразличия, равнодушия к судьбам истины и правды, от непротивления злу. Таков св. Николай, как идеал жизни общественной!

Воздержания учитель… Так характеризует святая Церковь отношение св. Николая к себе самому. Это воздержание было, конечно, с одной стороны, результатом его любви к Богу и людям, а с другой стороны – вытекало из правильного понятия о природе человека. Всецело посвятив себя на служение Богу и людям и, зная, что воину Христову нужно плоть свою распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), св. Николай, конечно, должен был руководиться в своей личной жизни самым крайним воздержанием. Он отказывается от радостей и утех семейной жизни. Он раздает бедным богатое наследство от своих родителей. Он ведет неустанную борьбу со всеми греховными наклонностями человеческой природы. О степени же его воздержания можно судить по благочестивому преданию, что еще в младенчестве своем он но средам и пяткам воздерживался от пользования сосцами матери своей, вкушая от них только один раз в сутки, да и то только вечером.

Таков св. Николай, как идеал в области личной жизни! Следовательно, в религиозной жизни – крепкая, непоколебимая, ревностная вера правая; в жизни общественной – безграничная, бескорыстная, кроткая любовь к ближнему; в жизни личной – строжайшее воздержание в области личных потребностей – вот те заветы, которые чтит в лице св. Николая русский народ.

Архимандрит Тихон. Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе

6 декабря (ст.ст.) 1914 г

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск