Сегодня Церковь прославляет святую великомученицу Екатерину. Молодая девушка, богатого и знатного рода, необыкновенная красавица собою,…
21 сентября – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Как будто бы Бог изгнан с земли – и Он действительно изгнан с земли. Бог изгнан нами, людьми, первой праматерью нашей Евой. Пресвятая Дева возвращает Бога в мир. Это великая радость. Сегодняшний тропарь ее говорит нам об этой великой радости и об этой великой истине. Рождество Пресвятой Богородицы, говорится в тропаре, радость возвести всей вселенней, всему миру. Почему? Потому что с Ней, в самом деле, пришел Господь Христос в этот мир! Он из-за Нее и через Нее стал человеком и дал нам все, что Он нам как Богочеловек мог дать: дал нам все радости Рая в земле и на земле, которая стала адом из-за грехов наших, из-за людских грехов: не из-за чьих-то других, не из-за греха диавола и черных ангелов его, но из-за человека, ибо человек пал падением неизреченным.
И Пресвятая Богородица, рождая Господа Христа, родила спасение миру. Поэтому в Православной Церкви столько молитв, столько песнопений Пресвятой Богородице. Никогда нет конца и нигде нет конца песнопениям во славу Ее, Ее великого подвига, ее безгрешной жизни. Поистине, Она нам принесла лекарство от смерти, а это величайшая необходимость и величайшее Благовестие для всех человеческих существ. Смерть, ужас над ужасами, а Богородица родила Бога! Сегодня в тропаре говорится, что радость воссияла всему миру, ибо родила Родившая Победителя смерти – Господа Христа! Да, только Она, безгрешная, только Она, вся Пречистая, вся чистая, честнейшая Херувим и Серафим, принесла эту великую радость нам, людям на земле, людям, которые изгнали Бога с земли.
В этом мире много болезней, но самая страшная болезнь – смерть. Пресвятая Богородица является первым истинным врачом, который лечит от смерти, ибо лечит от греха, лечит от всего демонского и возвращает человека Богу. Поистине, она вселила, ввела Бога в этот мир и в человека, в обоих. Что такое Святое Причащение? Святое Причащение есть бесконечная радость… Святое Причащение это введение Господа Христа в наши души грешные и падшие, введение Его в этот мир. Через Святое Причащение мы принимаем Господа Воскресшего. Поэтому Пресвятая Богородица поистине славнейшая всех Херувим и Серафим; без Нее не было бы нашего спасения, без нее нет ни Рая, ни Неба. Без Нее нет лекарства от смерти, а Она дает нам самое надежное лекарство от смерти, родив Спасителя и удостоив нас святого Тела Его и святой Крови Его, Причащения и жизни Им, и в Нем, и через Него. Поэтому человеческие существа на земле никогда не могут достаточно прославить Пресвятую Богородицу, никогда достаточно выразить словами Ее подвиг, Ее безгрешную жизнь, никогда описать словами Ту, Которая дала нам Рай.
А где находится Рай? Рай в Господе Христе. Если внесешь Его в себя, Святым Причащением или какой бы то ни было молитвой, большой или малой, смотри, ты изгонишь всякий грех из себя. А за грехом всегда стоит ад, за грехом всегда стоит диавол. Пресвятая Богородица дала нам собой самый лучший пример, как служить Господу Христу, как служить Богу. Служить единственно совершенной безгрешной жизнью. Поэтому никогда нет конца нашему покаянию на земле, потому что нас всегда подстерегают нечистые духи, изгоняющие из нашего существа все райское, все божественное, и вводящие все то, что есть грех, вводящие все адское.
И ты, когда стоишь на молитве Пресвятой Богородице, на самом деле что ты делаешь? Ты Бога вносишь в себя, а когда войдет Он в тебя, Он изгонит всякий грех, всякую тьму. Да, Господь Христос, рожденный Пресвятой Девой, и принес нам эту великую радость, радость вселенной, всеважнейшее лекарство от смерти. Ибо нет радости, если смерть – последняя наша станция. Нет радости в мире, если смерть не побеждена, а Господь сделал это; а родила Его для такого подвига Пресвятая Богородица. Поэтому никогда нет конца нашей благодарности Ей, и никогда не перестанем мы молиться Ей.
Она всегда вся Надежда наша, всегда Покровительница наша, всегда Избавительница наша от всякого греха, а это значит – от всякой духовной смерти. И мы, славя сегодня Пресвятую Богородицу, рождеством Ее действительно лечим себя от смерти, лечим себя от всего смертного, лечим себя от греха и страсти, и так воскресаем из смерти и побеждаем всякую смерть. Ибо Пресвятая Богородица ведет нас из добродетели в добродетель, из веры в любовь, из любви в милостивость, из милостивости в пост и во все другие добродетели, чтобы и мы победили все смертное в нас и служили Господу Христу, Который ради нас стал человеком, ради нас принял смерть на Себя, чтобы воскреснуть и дать нам победные силы над всем тем, что смертно; это значит над всем тем, что нас отделяет от Бога, что нас отделяет от Господа Христа.
Ибо Пресвятая Богородица каждого из нас ведет путем спасения, путем великой радости, которую Она сегодня нам принесла, чтобы мы заслужили, хотя бы отчасти заслужили своими подвигами, своими молитвами, пусть слабыми и немощными, чтобы мы заслужили Небесное Царство, ради которого Господь и пришел в этот мир, чтобы нам его дать; чтобы мы осуществляли его через всю свою жизнь, чтобы еще здесь на земле жили Небом и служили Господу Христу, а преуспевать в этом всегда мы можем только под водительством и предводительством Пресвятой Богородицы, которой подобает честь и слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преп. aрхим. Юстин (Попович), монастырь Челие, 1964 г.
Комментариев: 0