skip to Main Content
Меню
16 мая – память святых жен-мироносиц

16 мая – память святых жен-мироносиц

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос в Евангелии сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Тем более, если не только за своих друзей, но за своего Господа. И сегодня святая Церковь вспоминает этот подвиг любви, который она увековечила на все времена до славного пришествия Господня. Вспоминает жизнь и подвиг любви святых жен-мироносиц, которые остались при Спасители до конца. Храбрый апостол Петр отсек ухо у раба первосвященника, пришедшего арестовывать Христа. Петр говорил, что останется со своим Учителем до конца. Сильные ученики Христовы видели чудеса, которые являл им Господь, причащались первыми на Тайной Вечере. Но все они оказались слабыми. А хрупкая женская природа оказалась верной до конца своему Учителю, своему Богу, своему Спасителю. И Церковь, памятуя эту любовь ко Спасителю жен-мироносиц, во вторую неделю после Пасхи, которая называется Неделей о женах-мироносицах, вспоминает эту радость, вспоминает этот подвиг, как пример для каждого из нас.

Чтобы мы все помнили слова Христа Спасителя: «Я не для того пришел, чтобы Мне служили, но чтобы послужить» (Мф. 20, 28), И многие из нас могут сказать: «Но у нас же нет такой жизни. Да, они были со Христом, они были с апостолами, да, они служили Церкви, но у нас все в тысячу и тысячу раз скромнее. А в чем же мы можем найти свое служение для Церкви, для людей, для ближних, для тех, кто окружает нас?». Я хотел бы в сегодняшний день поделиться с вами несколькими мыслями об этой доле. Можно прожить жизнь и не заметить, что она прошла. Можно ждать любви или всеми признанных радостей, работящего доброго мужа, детей, а потом внуков. Можно быть счастливой от того, что есть дом, очаг, свой угол. Можно почувствовать полноту жизни, когда семья спокойно спит ночью, после трудов и суеты дня. Можно испытывать бесконечное счастье, когда муж возвращается после долгой, тревожной разлуки в дом, и уже не надо считать минуты и представлять себе страшные картины всевозможных несчастий, потому что на этот раз все обошлось.

«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). И вот можно жить этой скорбью и этой радостью. Можно оставить свой дом, покинуть старого отца, забыть старую мать, потому, что «оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей и будут два одна плоть». Можно не спать по ночам, потому что болеют дети и тяжкая работа днем, потому что детей надо кормить, одевать, учить, потому что нужно стирать, готовить, выполнять ту работу, которую никогда нельзя переделать до конца. Можно в этой работе и в этих трудах незаметно состариться и превратиться из стройной, легкой и нежной в отяжелевшую, согбенную, уставшую, с чужим, неузнаваемым в зеркале лицом. Можно отчаянно бояться за своих детей, страшась опасности в их путешествиях, в их жизни, думать: как устроится их жизнь, как сложится? И, когда они вырастут после всех этих трудов, мы вынуждены их отдать другим людям, когда они выйдут замуж, или женятся, или уйдут в монастырь. И тогда мы опять остаемся в стороне, потому что таков закон нашей с вами жизни.

Ну, а когда же наступит долгожданное счастье которого все ждут, которое все ищут, к которому все стремятся, потому что оно дело представляемое нами счастье, и другое – реальная жизнь. А вот это все и есть настоящее счастье, потому что быть счастливым – это значит быть частью кого-то, частью тех, кого любишь. Это не осознается до тех пор, пока человек не придет в эту меру и не услышит сердцем слова Христа Спасителя: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, а чтобы послужить». Прп. старец Нектарий Оптинский говорил: «Служение женщины в семье, это служение Святой Троице». Причем здесь семья с ее проблемами, и служение Святой Троице? В монастыре – это понятно, священническое служение – это понятно, но почему простая, бытовая жизнь вдруг может превратиться и стать богослужением? Потому что это Божьи уставы и таковы Божьи законы. Святитель Феофан, затворник Вышинский, обращаясь к женщине-христианке, говорил: «Вы жена, мать, хозяйка. В исполнении сих обязанностей – Ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. А потому, говорю Вам, ожидайте и Вы венца мученичества».

А если нет семьи, нет детей, нет мужа и дом пуст? Тогда что: неужели у женщины остановилось ее предназначение, ее служение, ее Богом установленный порядок? Нет! Тогда надо молиться о том, чтобы Господь открыл, кому можно и должно послужить, потому что вокруг нас есть бесчисленные случаи, чтобы принести плод для людей, для Церкви и для Бога. И именно в этом находит женщина свое счастье, тогда когда она служит. Наша современная медицинская статистика указывает, что женщина, в среднем, живет на десять лет дольше мужчины. Почему? Да потому что она всех должна проводить достойным образом на Небо. Если, не дай Бог, супруга первая умирает, мужчина без женщины один вообще ничего не сможет сделать. Потому что он как маленький ребенок. И вот в этом счастье женщины. Когда все служение подкрепляется уставами, законами и фундаментом веры и Евангелия, тогда это могучая сила. И тогда помощь Божия неприметным, тихим образом, придет в сердце женщины, о котором апостол Павел говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3,3).

Кроткий и молчаливый дух. И когда женщина выступает из этих, Богом установленных, порядков, из этой кротости и молчаливости, и начинает в семье думать о том, чтобы ей все послужили и ищет этого, вот тогда действительно, тяжело найти счастье на этих путях, потому что эти пути не Божии. И сегодня вся Православная Церковь чествует жен-мироносиц. Сегодня день женщины-христианки, которая не о своих правах хлопочет, не равенством с мужчинами более всего обеспокоена, но которая явила осуетившемуся в похотях миру пример и образец жертвенной любви. Легко быть со Христом, когда Он входит в город, встречаемый приветственными криками, когда под ноги Ему бросают цветы и пальмовые ветви. Легко быть рядом, когда творятся чудеса, когда исцеляются бесноватые и исцеляются слепые.

Но страшно быть рядом с Ним, когда разбежались ученики страха ради иудейского. Все разбежались, даже те, кто говорил: «Пойдем и умрем с Ним». Даже тот, кто вооружился мечом и в порыве отчаянной храбрости отсек ухо рабу первосвященника. Страшно быть с Иисусом, когда вокруг пустыня, а Тот, на Кого надеялись и Кому верили висит на Кресте, израненный, опозоренный и мертвый. И вот, когда всем вокруг страшно, находятся слабые женщины, тоже дрожащие от страха, тоже сомневающиеся, тоже растерянные, которые забывают и о страхе, и о себе, и о своих проблемах, забывают об опасности и о своей жизни, и спешат исполнить свой долг любви. Они снимают с Креста израненное, изувеченное Тело, оплакивают Его и хоронят, а вместе с Ним, казалось бы, хоронят и свои надежды, свое упование и всю свою радость. И через эту верность и преданность Христу до конца именно они первыми сподобляются явления воскресшего Христа Спасителя, который встречает их словами: «Радуйтесь! … не бойтесь» (Мф. 28, 9). И дай Бог, чтобы эти слова, слова Христа Спасителя, пришли когда-то в наше сердце, во всю нашу жизнь. Чтобы через подвиг жертвенного служения, через подвиг верности до конца Церкви, Богу и окружающим нас людям, чего бы нам это не стоило, мы бы от Самого Бога услышали: «Радуйся, ничего не бойся, и паки реку радуйся». Аминь.

Архимандрит Мелхиседек, настоятель храма святых апостолов

Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск