Skip to content

2 мая – Светлое Христово Воскресение

Заканчиваются дни Великого поста, и мы в преддверии Праздника праздников — Пасхи Христовой! На Руси называли еще это торжество – Велик день или Царь дней. Пасха является исторически самым первым христианским празднеством. На существование его в апостольский век косвенно указывают слова Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою…» (1 Кор., 5, 7-8).

Само слово «Пасха» означает в еврейском языке «прехождение, избавление», в христианстве именует оно собой – избавление от рабства греха, страстей наших, от вечной смерти. Потому быть может, этот Великий праздник в душе каждого верующего созвучен радостному, умиротворяющему и вместе с тем таинственному чувству, которое особенно проявляется в канун торжества – в страстную субботу. В этот день христиане не только готовятся к предстоящему празднику, но и с замиранием сердца ждут сообщения из Иерусалима о схождении Благодатного огня на Гроб Господень. По многовековой традиции именно православному священнику позволено войти в Кувуклию, и тогда снисходит росой не жгущий первые минуты необычный огонь – это благодать Божия, дарованная нам грешным еще на один год. Существует поверье, что Благодатный огонь не сойдет в последний год земного бытия.

А что мы знаем о самом Воскресении Господа нашего Иисуса Христа? В Евангелии от Марка написано: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк., 16, 1-6).

В ночь со страстной субботы на Воскресение вспыхивает свет в храмах, звонят колокола, траурные одеяния священников сменяются пурпурными – пасхальными. Хор поет: «Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». По древнему преданию, признанному Церковью, в часы после распятия Христос сошел во ад и вывел оттуда души всех праведников, что жили на земле до Его рождества, что ждали в преисподней Его пришествия и воскресения. Он вывел их и вошел с этим светлым шествием душ во врата рая – те, что закрылись когда-то за Адамом и Евой. Ныне вновь населился душами праведников небесный Сад.

В честь праздника Пасхи совершается самое торжественное Богослужение, крестный ход идет вокруг храма в пасхальную ночь с зажженными свечами, песнопениями, иконами и хоругвиями. Лица верующих сияющие, радостные, на душе спокойно. Однако не всегда так счастливо проходило празднование этого Великого торжества. В книге «Неугасимая лампада» читаем о богослужении в Пасхальную ночь в Соловецком лагере. «С ветвей ближних сосен упали хлопья снега, а на вершине звонницы вспыхнул ярким сиянием нами водруженный там в этот день символ Страдания и Воскресения – Святой Животворящий Крест… – Христос Воскресе! Немногие услыхали прозвучавшие в церкви слова Благой вести, но все почувствовали их сердцем, и гулкой волной пронеслось по снежному безмолвию: – Воистину Воскресе! – Воистину Воскресе! – прозвучало под торжественным огнистым куполом увенчанного сполохом неба. – Воистину Воскресе! – отдалось в снежной тиши векового бора, перенеслось за нерушимые кремлевские стены, к тем, кто не смог выйти из них в эту Святую ночь, к тем, кто, обессиленный страданием и болезнью, простерт на больничной койке, кто томится в смрадном подземелье «Авакумовой щели» – историческом Соловецком карцере. Крестным знамением осенили себя обреченные смерти в глухой тьме изолятора. Распухшие, побелевшие губы цинготных, кровоточа, прошептали слова обетованной Вечной жизни… Пусть тело томится в плену – дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его!…» (Б.Ширяев, «Неугасимая лампада»).

Этот тяжелый период жизни нашей страны, жизни Православной Церкви не должен забываться даже в светлые пасхальные дни, чтобы историческая память жила в нас и вновь не очерствела душа, не отпала от Бога. После торжественной ночной службы вся неделя считается Пасхальной – Светлой седмицей. В старину отправлялись в эти праздничные дни крестные ходы от деревни к деревне. Богоносцев зазывали во все встречные села благословить зеленеющие поля, избы и колодцы. Крестьяне верили: тот, кто ходил всю Светлую седмицу с крестным ходом по своей волости, нес иконы, кресты и хоругви, — проделал одну седьмую часть пути до Святой земли, до самого Иерусалима. Были в эти дни и пасхальные гуляния, хороводы, качели, игры. А вот на кладбище (как практикуется некоторыми в наши дни), на саму Пасху и в Светлую седмицу не ходили. Для такой цели наступала Радоница.

После Пасхальной седмицы идет Фомина неделя, в честь апостола Фомы – одного из учеников Христовых. В наступивший вторник благочестивые христиане идут на кладбище навестить дорогие сердцу могилы. День этот называется Радоница, многие поправляют могилы, опустившиеся за зиму, наводят порядок. Дела милосердия обязательно совершали во Светлую седмицу. Кормили нищих, навещали больных, посылали куличи и другую снедь в приюты, больницы, богадельни, тюрьмы. Искренне верили в предание, что от Пасхи до Вознесения Господня, сорок дней, каждую весну, Христос с апостолами под видом нищих ходят по земле, испытуя души человеческие.

Впрочем, делать добрые дела – это одна из основных обязанностей человека во все времена. И пусть Пасхальные дни вновь напомнят нам об этом. В «Скитском патерике» написано: «Однажды брат (инок) просил авву Пимена: «Дай мне наставления». Старец сказал: «Сколько позволительно силы, работай, чтобы от своего рукоделия подавать милостыню. Ибо написано: милостыня и вера очищает грехи» (Притч. 15, 27)

О. Медведева

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск