Skip to content

15 января — день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского

Старец Саровской пустыни Серафим почитался святым уже при жизни. Слава о нем, как об истинном угоднике Божием pacпространялась по всей России. Духовные наставления преподобного Серафима были изданы в Москве уже в 1839 году вместе с Жизнеописанием саровского старца и пустынника схимонаха Марка, а первое Житие старца Серафима под названием «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника», составленное иеромонахом Саровской пустыни Сергием, издано в Москве в 1841 году.

Старец Серафим был известен царскому дому Романовых задолго до канонизации Преподобного, совершившейся в 1903 году. По бытовавшей в народе легенде, с преподобным Серафимом встречался император Александр I. Весть о Саровском подвижнике, обладавшем глубоким смирением, дарами пророчества и прозорливости, могла дойти до царя от посещавших преподобного особ знатных русских фамилий. Многие пророчества старца были связаны с судьбой России и русских государей. Некоторые из них приведены в письме титулярного советника Н.A. Мотовилова (исцеленного старцем Серафимом) от 9 марта 1854 года к государю императору Николаю I. Письмо было прочитано императором, оно сохранилось с его пометками карандашом. Семья императора Александра II (сына императора Николая I) также почитала Саровского пустынника Серафима, прославившегося многочисленными чудотворениями не только при жизни, но и по смерти. Во время тяжелой болезни единственной дочери царя, великой княжны Марии Александровны, в 1860 году в Александровский дворец Гликерией Занятовой (впоследствии игуменьей Серафимо-Понетаевского монастыря Евпраксией) была доставлена полумантия старца Серафима, от которой малолетняя княжна получила исцеление. При последовавшей вскоре кончине императрицы Александры Феодоровны полумантия Преподобного была положена на постель умирающей, которая получила облегчение и простилась с приближенными.

Святыня хранилась у «друга Серафима», уже старого протоиерея Назария Добронравина, настоятеля дворцового храма в Гатчине. К 1903 году, после написания архимандритом Серафимом (Чичаговым) представленной Царю Николаю II «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», стала очевидной необходимость церковного прославления всенародно почитаемого и любимого старца Серафима Саровского. Канонизация старца совершилась по настоянию государя Николая II. В появившемся 19 июля 1902 года, в день рождения преподобного Серафима, правительственном сообщении, Царь свидетельствовал, что он «разделяет веру народную в святость старца Серафима и его предстательство пред Богом за притекающих к нему с молитвою».

Тысячи людей в июльские дни 1903 года, дни прославления преподобного Серафима, собрались в Московском Кремле, заполнив не только Соборную площадь, но и Царскую около колокольни Ивана Великого, а также пространство у Чудова монастыря, располагавшегося недалеко от Спасских ворот, через которые проходили многочисленные богомольцы. В Успенском соборе рядом с иконой новопрославленного святого в особом драгоценном ковчеге для поклонения была помещена малая монашеская полумантия преподобного Серафима, доставленная из домовой церкви московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II). Это была полумантия, от которой получила исцеление дочь императора Александра II великая княжна Мария Александровна, и которая сохранялась теперь у сына императора Александра II, великого князя Сергея Александровича.

Вокруг Успенского собора Московского Кремля были совершены во главе с митрополитом Московским Владимиром торжественные крестные ходы, в которых носилась полумантия святого. Доступ в Успенский собор не прекращался с 18 по 20 июля днем и ночью. Их императорские величества государь император Николай II и государыня императрица Александра Феодоровна прибыли 17 июля на открытие святых мощей преподобного в Саровский монастырь. Их ждали с огромным нетерпением. Среди высочайших особ присутствовали также: мать царя — государыня императрица Мария Феодоровна, великая княгиня Ольга Александровна с августейшим супругом, великий князь Сергей Александрович с супругою — великой княгиней Елизаветой Феодоровной, а также высшие государственные сановники. Исполнилось пророчество преподобного Серафима о посещении Сарова и Дивеева царской фамилией. Толпы народа, приехавшего как из Средней России, так и из отдаленных мест Российской Империи, Сибири, Кавказа, стояли по пути следования Государя.

В эти дни совершились многочисленные исцеления болящих. В один день у источника преподобного Серафима было собрано до пятнадцати костылей, оставленных исцелившимися хромыми. Царская чета молилась у святых мощей угодника Божия Серафима в дни его прославления в Саровском монастыре о даровании ей наследника престола. Царица Александра Феодоровна ночью купалась в целебном источнике святого Серафима. 20 июля царь с царицей посетили Серафимо-Дивеевский монастырь, блаженную Прасковью Ивановну (Пашу Саровскую), предсказавшую рождение наследника, и жену Н.А. Мотовилова Елену Ивановну, которая, по преданию, передала письмо преподобного Серафима, адресованное тому государю, который приедет в Дивеево. Позднее, царь Николай II говорил: «Что касается святости и чудес Святого Серафима, то уже в этом я так уверен, что никто никогда не поколеблет мое убеждение. Я имею к этому неоспоримые доказательства».

30 июля 1904 года родился наследник престола цесаревич Алексей. Царь записал в дневнике: «Незабвенный великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божия… родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем». В память рождения наследника престола по всей России строились храмы во имя преподобного Серафима, писались иконы святого. Множество икон новопрославленного святого было написано в России в начале XX столетия. Небольшой, прославившийся чудотворениями образ преподобного Серафима Саровского, привезенный из Сарова после канонизации старца, стоял у изголовья наследника цесаревича Алексея. По просьбе великой княгини Елизаветы Феодоровны его передала императрице Александре Феодоровне схиигумения Фамарь (Марджанова). Этот образ сопровождал царственных мучеников до их кончины и был зафиксирован в описи икон Ипатьевского дома в Екатеринбурге, составленной генералом М.К. Дитерихсом.

На современных иконах святого Царя-страстотерпца Николая II изображают с иконой святого Серафима. Святой царь — с красным крестом, как мученик, в белых одеждах, символизирующих чистоту и святость преображенного, обоженного человеческого существа (белый мундир Преображенского полка и напоминание об одежде царя на торжествах в Сарове в 1903 году). Фон иконы красный. Красный цвет — символ мученичества и одновременно цвет Воскресения Христова, Пасхальной радости, победы над смертью искупительной жертвой Христовой. Царь держит икону святого Серафима, лик которого приходится на область сердца государя. Красные кресты на епитрахили, поручь святого и окаймляющая икону опушь связаны с цветом красного фона и имеют ту же символику, напоминая о превышающем человеческие силы подвиге преподобного, молившегося 1000 дней и ночей на камне против сил сатанинских, чтобы «стереть главу змия и разорвать все его сети и искушения», и Пасхальной радости, которая не оставляла святого уже при жизни.

Ныне святой Серафим Саровский и святой царь — страстотерпец Николай II, принявший мученическую кончину, молятся у престола Божия за Россию. Святой старец-провидец и святой царь-мученик таинственно и неразрывно связаны в судьбе России, Русской Православной Церкви, памяти народа. Духоносного старца Серафима Саровского чудотворца называют пророком Божиим. Защитник православного царства, великий старец Серафим и последний русский царь-страстотерпец, не изменивший ни православию, ни царству — святые будущей православной России. На месте сожжения в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом убиенной в 1918 году царской семьи в 2000 году основан монастырь во имя Святых царственных страстотерпцев. Второй храм освящен в монастыре в 2001 году во имя преподобного Серафима Саровского.

Н. Н. Чугреева, СНС Центрального Музея древнерусской культуры

и искусства имени преподобного Андрея Рублева

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск