Skip to content

19 декабря – память святителя Николая Чудотворца

19 декабря Православная церковь чтит память святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Об этом святом слышали все, но историю этого великого святого многие не знают. Будущий Святитель родился в обеспеченной аристократической семье через 250 лет после рождения Иисуса Христа на окраине Византийской Империи в приморском городке Патары в Ликии (сегодня это территория Турции). Затем его семья переехала в портовый город Миры. Здесь святитель провёл свою жизнь. После смерти родителей святой Николай унаследовал большое состояние, которое он стал раздавать бедным. Он старался помогать людям тайно, чтобы его не благодарили. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания, отличался глубокой религиозностью, днём не выходил из храма, а ночью читал книги, в вопросах веры был подобен старцам.

Его дядя, епископ города Патары, приблизил его к себе и ещё в молодом возрасте рукоположил в священники. Такое служение Богу не могло остаться незамеченным. В то время скончался епископ города Миры, и епископы соседних епархий собрались, чтобы выбрать ему преемника. Они не могли определить кандидата, пока кто-то из них не посоветовал: «Господь Бог должен Сам указать Свой выбор. Будем, братья, молиться, поститься и ждать указания Божия». И точно, старший из епископов увидел во сне, что владыкой надо избрать юношу, который первым войдёт в храм, имя его должно быть Николай. Он рассказал своим собратьям об этом и перед началом утренней службы стал у входа в храм, дожидаясь Божьего избранника.

Святой Николай, по своему обычаю, первым пришел помолиться. Когда он входил в храм, епископ остановил его и спросил: «Как имя твое?» Николай кротко назвал себя. Став епископом и точно забыв о себе, святитель открыл всем свои двери и стал отцом для сирот и для бедных, заступником для обиженных и благодетелем для всех. По описанию современников он был кроткого нрава, незлобив, одежду носил самую простую, вкушал постную пищу и то однажды в день, вечером. Впоследствии его стали называть Мирликийским чудотворцем. Когда настало гонение на Церковь при императоре Диоклетиане (284–305 гг.), святитель был заключен в темницу. Там же, забыв себя, он своими словами и примером поддерживал страдавших с ним христиан. Новый царь Константин был благосклонен к христианам и даровал им право открыто выражать свои религиозные убеждения.

В то время во многих церквах вспыхнули большие волнения по поводу арианской ереси, отрицавшей Божество Господа Иисуса Христа. Для умиротворения Церкви император Константин Великий созвал Вселенский Собор, который собрался в городе Никее в 325 году. Среди епископов присутствовал на соборе и святой Николай Мирликийский. Вселенский Собор осудил ересь Ария и составил Символ веры, в котором в точных словах изложил Православную веру в Господа Иисуса Христа, как Единородного Сына Божия, имеющего ту сущность, что и Бог Отец.

Святитель Николай был ревностным поборником православной веры. Во время прений святой Николай, слушая богохульные речи Ария, так возмутился, что при всех ударил его по лицу. За нарушение порядка Собор лишил святого Николая епископского сана. Однако вскоре после этого несколько епископов имели видение, в котором они увидели Господа Иисуса Христа вручающего святому Николаю Евангелие, а Божию Матерь, возлагающей на него омофор. Епископы поняли, насколько противна Богу арианская ересь, и восстановили святого Николая в его епископском звании.

Святитель Николай скончался в глубокой старости в середине IV столетия, но со смертью его помощь не прекратилась, а усилилась еще больше. На протяжении более полутора тысячи лет он остается скорым помощником всех, обращающихся к нему с молитвой. Существует большое количество литературы, в которой люди рассказывают о чудесах, происходящих с ними по молитве, обращённой к святителю Николаю, и любовь к нему православных людей все более возрастает, ибо в различных житейских бедствиях и в опасностях пути он – скорый помощник.

Необыкновенная история произошла с мощами святителя Николая. В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты. Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов.

Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

В наши дни церковь святого Стефана в Бари, в которой находятся мощи Святителя Николая,– единственное место в мире, где католическая и православная церкви служат поочерёдно. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повесть о перенесении его святых мощей, написанные современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память. Именно святителю Николаю мы обязаны традицией дарить на Рождество подарки. В западной Украине до сих пор сохранился обычай: подарки под Новый год дарят именно 19 декабря, в день памяти святого угодника Божьего Николая Мирликийского чудотворца. В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, люди называли его именем своих детей при Крещении.

В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым – зрение, хромым – хождение, глухим – слышание, немым – глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Анна Клименко,

газета «Верую, Господи! Помоги моему неверию…», 2010г., №12

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск