Skip to content

21ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Вера в существование ангельского мира всегда была присуща человеческому роду и в ветхозаветные времена, и в новозаветное время. Люди, с благоговением веруя в то, что существует не только видимый физический мир, но и Богом так же сотворенный ангельский мир, всегда с глубоким почтением и с молитвой на устах совершали поклонение святым Небесным бесплотным Силам.

Но еще в Ветхом Завете, отступившие от Бога люди, стали приносить жертвы солнцу, луне, и звездам, – в то время люди поклонялись и приносили жертвы и ангелам, о чем так сказано в книге Царств: «кадили Ваалу, солнцу и луне и созвездиям, и всему воинству небесному» (4 Цар. 32, 5). В апостольское время многие стали видеть в ангелах как бы богов. Иные проповедовали, что ангелы – творцы всего видимого и, как бесплотные, выше и достойнее почитания Самого Христа. Архангела же Михаила называли богом евреев. Другие, предававшиеся волхвованию и обольщению людей, под именем ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами. Поэтому не случайно, в самом начале IV века собрался в Лаодикии Собор отцов Церкви, на котором Святая Церковь установила истинное учение об ангельском мире.

Церковь учит нас о том, что Ангелы являются бесплотными духами, имеют разум, свободную волю и находятся в послушании у Бога, являясь тварными существами. Конечно, они во многом отличаются от человека, прежде всего тем, что не имеют физической плоти — они бесплотные духи. Количество Ангелов весьма велико, никто, кроме Бога, не знает их точного количества. Их, как говорится в Священном Писании, «тысячи тысяч и тьма тем». Ангельский мир был сотворен до сотворения видимого мира. «В начале Бог сотворил небо», так об этом пишет бытописатель пророк Моисей в 1-й главе своей 1-й книги, под словом «небо» подразумевая не что иное, как ангельский мир. Устанавливая правильное почитание Ангелов, Святая Церковь так же установила и особый день их общего почитания вместе с Архистратигом Божиим Михаилом – 8/21 ноября каждого года. Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов, которые составляют 3 триады. Так об этом учит Дионисий Ареопагит – ученик апостола Павла. Апостол Павел при жизни был восхищен до 3-го неба и имел возможность видеть там ангельский мир, а затем передать впечатления о виденном своему ученику.

Первую триаду составляют Престолы, Херувимы и Серафимы, во 2-ю – входят Господства, Силы и Власти, а в 3-ю – Начала, Архангелы и Ангелы. Здесь может возникнуть недоуменный вопрос: «Почему мы прославляем Архангела Михаила, как воеводу всего ангельского мира, а он как Архангел входит лишь в низшую триаду?» Мы знаем, что еще до творения этого мира, до творения человека произошла страшная битва на небе, когда первый среди всех Ангелов Денница восстал против Бога и, возгордившись, требовал от остального ангельского мира себе такого же поклонения, которое должно было воздаваться Самому Богу. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто, яко Бог», т. е. нет другого бога, кроме одного единственного, истинного Бога. В этом поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге, излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир.

И началась страшная война, которая закончилась тем, что Денница вместе с очень большим числом своих последователей был низвергнут с неба. Поэтому не случайно на православных иконах чаще всего Архистратиг Михаил изображается как воин со шлемом на голове, держащий в руках меч или копье, а под ногами его – поверженный змий. Но Денница, низвергнутый с неба, не успокоился в своей ненависти к Богу. Эта злоба продолжает жить в нем, но теперь объектом его нападений является человек – венец творения Божия. Ангелы были сотворены Богом разумными и со свободной волей выбора. В Священном Писании Господь говорит: «Избери себе жизнь или смерть, добро или зло». Свои способности Ангелы развивают в одном направлении – исполнения воли Божией, постоянно восхваляя Бога, славословя Его и поя Ему вечную, чудную песнь ликования и торжества. Благоговейное созерцание величия Творца является для Ангелов источником постоянной радости. В книге Иова говорится, что, когда Господь сотворил землю, все сыны Божии восклицали от радости (Иов. 38, 7), а Святая Церковь ежедневно словами Песнопевца призывает: «Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся Силы Его» (Пс. 148, 2).

Таков первый вид деятельности Ангелов – радостное восхваление и славословие Бога. Второй вид их деятельности — исполнение воли Божией, радостное и свободное послушание Ему. Они привыкли подчинять свою волю воле Божией и уже не склонны ко злу, но «не по естеству своему, а по благодати и по всегдашней близости к Единому Благу». Они – истинные слуги Божии, готовые ревностно исполнить любое Божественное повеление, как сказано в псалме: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4).

Протоиерей Валерий Захаров

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск