Skip to content

22 мая – память святителя Николая Мирликийского

22 мая православная церковь празднует перенесение (1087 г.) мощей святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бари (Никола Вешний). Напомним, что для самого почитаемого у нас святого Церковью установлены еще два дня памяти: 19 декабря – его успение (Никола Зимний), а по благословению Патриарха Алексия II еще один праздничный день – 11 августа, рождество святителя Николая.

О жизни святого Николая мы знаем и много, и мало. Много – потомy что его житие встретишь всюду. Много – потому что существует целая наука «николаеведение», предмет которой – все связанное с этим святым. Ежегодно собираются международные конференции, где ученые со всего мира сообщают о все новых открытиях. Пишутся книги, публикуются научные работы, изучается иконография святоro, из страны в страну путешествуют выставки. И все это – о нем.

Мало – потому что реально о его жизни дошло до нас, в сущности, немногое, да и то со временем исказилось. Самое раннее житие Святителя принадлежит перу греческого автора Симеона Метафраста и датируется IX веком. Большей частью именно из него берутся все сведения о жизни архиепископа Николая. Однако исследования XIX-ХХ веков показали, что у Метафраста много неточностей и прямых ошибок. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на основании многолетних изысканий было написано новое житие святого. Его авторы – председатель православного общества «Скиния», писательагиограф, организатор ежегодных международных чтений николаеведов Александр Бугаевский и архимандрит Владимир Зорин…

Чем оно отличается от cтapoгo, традиционного? В нем авторы постарались со всей тщательностью отделить достоверное от недостоверного, привнесенное позже, и добавили утраченное. Так, из нового жития убрано описание крещения святителя, когдa млaденец простоял около трех чaсов в купели, никем не поддерживaемый, – кaк недостоверное и, скорее всего, навеянное последующей высокоподвижнической жизнью святогo. Из тeх же соображений нeт в нем и упоминания o раннем начале постнической жизни – o том, что млaденцeм святитель не принимал материнского молока по средам и пятницaм ранее захода солнца и окончания вечерних молитв родителей.

В традиционном житии, как выяснилось, совмещены истории жизни двух ликийских святых – святителя Николая Мирликийского и Николая Пинарского. Николай Пинарский скончался в 564 году, и его житие в памяти народной и церковном сознании наложилось на жизненный путъ Святителя Николая, умершего на двести с лишним лет ранее. Этo родителей Николая Пинарского, а не Николая Чудотворца звали Феофаном (Епифанием) и Ноной. Этo его дядя был епископом (и носил то же имя Николай), рукоположившим своего племянника и построившим неподалеку от Мир монастырь во имя святого Сиона, где подвизался Николай Пинарский. Это Николай Пинарский предпринял путешествие в Иерусалим, ибо во времена Николая Угодника храм Гроба Господня, к которому, согласно житию, паломничал юный священник, еще не существовал, – он был построен царицей Еленой, матерью святого равноапостольного Константина, позже, после того, как ее сын стал императором и снарядил мать в путешествие на поиски Креста, на котором был распят Христос.

Кроме того, в последнее, «правильное» житие добавлены два чудесных деяния, которые святой Николай совершил при жизни. Одно из них упоминается редко («Деяние о хлебовозах»), другое («Деяние о подати») – вообще практически никогда, в нем рассказано, как святой Николай «убедил» императора Константина Великого снизить непомерную подать на Миры в 1000 раз…

По книге А. Гиппиус «Николай Чудотворец»,

С-П.: Веды. 2009г.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск