Skip to content

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мя­сопустной восходит к преданию апо­стольскому, что подтверждается Уста­вом Святой Церкви, изложенным в V в. преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для по­миновения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV в. (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Синаксарь говорит: «Святые отцы уза­конили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неес­тественною смертию, например во вре­мя странствования в морях, в непрохо­димых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые ли­шаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему свя­тые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил зем­ную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Первая в году вселенская родительская суббота выпадает на мясопустную сед­мицу. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: «Память совершае­мая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Посвящая Неделю мясопустную пред­напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состо­яний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное все­церковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вме­сте с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церк­ви – сообществе верующих, членами ко­торого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их помино­вение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой .

 

Иеродиакон Герман Рябцев

 

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск