skip to Main Content
Меню
Неделя о блудном сыне

Неделя о блудном сыне

Много сетей разложил диавол на путях жизни на­шей и многими страстями и похотями уловляет нас под свою власть. Но Господь наш Иисус Христос из­бавляет нас многими благодатными средствами от этих диавольских сетей. Очень видное место среди этих спасительных средств помощи Божией нам, слабым, принадлежит благодатной и благословенной притче Спасителя на­шего о блудном сыне.

Вы много раз уже слышали ее незадолго до нача­ла Великого поста. Но все драгоценное и благодатное должны мы хранить с великим тщанием и почаще вспоминать о нем. Итак, вспомним еще раз драгоцен­ную притчу о блудном сыне и поглубже вникнем в нее.

В древнее время жила тихой жизнью малая семья, состоявшая из отца и двух сыновей. Молодой младший сын очень тяготился трудовой и однообразной жиз­нью семьи. Он жаждал веселой и блестящей жизни, удовольствий и наслаждений. Он просил у отца дать ему причитающуюся ему долю наследства и, получив ее, ушел в дальнюю страну и жил там в чревоугодии и пьянстве, в разврате с блудницами. Он жил в угаре страстей и похотей, не замечая позора и стыда свое­го поведения. Он дошел бы до позорного конца своей распутной жизни, если бы Милосердный Бог, не же­лающий смерти грешника, не остановил его властной рукой Своею, бросив его в общество свиней и заставив жестоко голодать. Тогда ушедший из отчего дома блуд­ный сын содрогнулся и пришел в себя.

Что значат эти слова: «пришел в себя»? В себя приходят тяжко больные, находившиеся в бреду и бессознательном состоянии или очнувшиеся после отравления угарным газом. В таком состоянии не был блудный сын, но он дошел до глубокого позорного нравственного падения, и, когда коснулась его спаса­ющая рука Божия, он внезапно увидел и понял позор своей развратной и постыдной жизни.

Жгучий стыд за свой позор и мучительные угры­зения совести заставили его низко опустить голову и взглянуть на себя глазами судьи. Стыд и громкий голос совести, родственной сты­ду, остановили его на пути погибели. Если так огромно значение стыда в деле спасе­ния Милосердным Богом блудного сына от вечной погибели, то, конечно, следует и всем нам глубо­ко вдуматься в значение стыда для нас. Ведь все мы в большей или меньшей мере, или хотя бы только в небольшой, подобны блудному сыну, и страсти, и похоти, конеч­но, не чужды и нам. Я сказал, что стыд и совесть очень близки меж­ду собой и очень велико их значе­ние для нашего нравственного ис­правления.

Тихий голос совести можно за­глушить, если избирает человек путь зла, на котором останавливает его совесть. Но его можно и уси­лить, можно сделать его руководи­телем своей жизни, если будем всег­да чутко прислушиваться к нему. Так и стыд можно сделать спа­сительным орудием для останов­ки на путях греховных, на которых без такой остановки незаметно все больше и больше теряем мы свое нравственное до­стоинство.

Что же нужно для того, чтобы неустанно усили­вать, и углублять, и культивировать в сердце своем спасительный голос стыда? Для этого надо научиться неустанно наблюдать за собой, смотреть на себя самих такими зоркими гла­зами, какими смотрят на нас окружающие нас люди. Ведь вы же знаете, как остро ваше зрение для наблю­дения за нравственными недостатками и пороками других людей, и знаете, как слепы ваши глаза в вели­ком деле наблюдения за самими собою. Как же избавиться от этой гибельной слепоты, как научиться смотреть на самих себя глазами беспри­страстного и строгого судьи?

Как и во всяком трудном и важном деле, и здесь надо научиться и привыкнуть неуклонно следить за собой. Многие святые отцы дали нам очень важный со­вет: каждый день пред отходом к ночному сну сесть и вспомнить все свои хоть сколько-нибудь дурные дела, слова и даже мысли и попросить у Бога прощения.

Но можно поставить себе еще более важную за­дачу: не только поздно вечером, но и в течение все­го дня неуклонно следить за всеми своими делами, а больше всего – за своим непрестанно грешащим язы­ком, помня сказанное Господом Иисусом Христом: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36–37).

Остановленный властной рукой Божией и потря­сенный стыдом, блудный сын пришел в себя, оду­мался, встал и пошел в дальний путь к отцу своему, приготовив покаянную речь: Отче! я согрешил про­тив неба и пред тобою и уже недостоин называть­ся сыном твоим; прими меня в число наемников тво­их(Лк. 15, 18–19). Но, полный любви и милосердия, отец его поспешил навстречу ему, прервал речь его, обнимал и целовал его и велел рабам своим прине­сти лучшую одежду для него, перстень на руку его, сапоги на ноги его, велел заколоть откормленного теленка и устроить пир ради возвращения его.

Будем же помнить слова Христовы: Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). О, как надо было бы и нам вместе с Ангелами Бо­жьими радоваться о глубоком покаянии и возвраще­нии на путь спасения братьев и сестер наших! О, как надо было бы нам иметь мягкие, сострадательные сердца, а не такие черствые, осуждающие ближних сердца, какое видим у старшего брата раскаявшегося блудного сына. Он возвращался с поля и, услышав веселие пира, возмутился и ожесточился и укорял своего отца за то, что встретил он с любовью и всепрощением его грешного младшего брата.

И послушайте, как крот­ко и тихо ответил ему отец на его резкие укоры: Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том на­добно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 31– 32).

Да поможет же нам Господь наш Иисус Христос спастись самим от сетей диавольских и искренне, всем сердцемрадоваться о спасении наших ближних. Аминь.

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), проповеди

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск