skip to Main Content
Меню
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

Как радостно нам стоять в храме перед Божиими иконами! И есть один образ, ко­торый у нас, православных христиан, всег­да перед глазами: на иконостасе (стене из икон, которая отделяет алтарь от храма) на Царских вратах по православной тра­диции принято изображать один и тот же очень важный сюжет – Благовещение Бо­жией Матери. И на уровне глаз взрослого человека мы всегда видим образы Пречи­стой Девы и Архангела Гавриила, который приветствует Царицу Небесную знамени­тыми Евангельскими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!».

Эта икона повествует о событии, назван­ном церковными поэтами­ богословами «главизной нашего спасения», поскольку именно в момент Благовещения Пречи­стой Деве, когда Архистратиг Небесных Сил бесплотных Гавриил явился в скром­ный, бедный, никому не известный го­род Назарет перед Пречистой Девой, обрученной старцу Иосифу, и сказал Ей, что именно Она избрана для рождения Мессии, Христа, Примирителя, которо­го ждало все человечество на протяже­нии многих тысячелетий. В этот момент Господь начал входить в нашу историю, начало совершаться таинство спасения – таинство Боговоплощения, когда Господь, Творец этого мира, Автор, Сочинитель на­ шего космоса, вселенной, каждого из нас, любящий Отец, в Чьих руках мы однажды родились, Он начал входить в этот мир, стал человеком навсегда, благодаря ро­ждению Пречистой Девой.

Так вот, православные богословы и пи­сатели, авторы удивительных по уровню богомыслия и напряженной глубине со­ зерцания страниц, посвященных осмыс­лению тайны Благовещения и Рождения Христа Спасителя, подчеркивали, что это один из самых таинственных моментов человеческой, или, если так можно ска­ зать, Богочеловеческой истории. Почему?

Потому что Архангел Гавриил, пришед­ший возвестить Пречистой Деве о Ро­ждении Христа Спасителя, спрашивает Ее позволения на Рождение Бога в этот мир! Это всегда удивляло богословов: «Ну как это так! Скромная, никому не известная Девушка, нищая, бедная, которую взял на поруки старец, настолько Она была ни­ кому не нужна в этом мире… И вот ангел спрашивает Ее позволения на Рождение в мир Христа Спасителя!».

В этой истории очень много замечатель­ ных моментов, но наряду с богословием Рождения Христа, поражает и другое – удивление Архангела перед Пречистой Девой. Мы с вами, люди, выросшие в христианской культуре, воспринимаем ангелов как добрых вестников благодати Божией, таких чистых, светлых, мирных, что нам кажется совершенно естествен­ным называть послушных, хороших, до­ брых детей ангелочками или ангелами. Но так случилось, что мы запомнили ан­гелов мирными и добрыми благодаря двум событиям Евангельской истории: Благовещению и Пасхе. Мы запомнили ангелов Благовещения и Пасхи, но до этих событий ангелы в Библии были страшны­ ми вестниками. Иногда они позволяли себе даже наказание народа, они были причиной катастроф, причиной вразум­

лений, иногда очень жестоких. Ангелы – это воители. Ведь Архангела Гавриила называют Архистратигом Небесных Сил, то есть это воитель, солдат, стоящий на страже Закона Божия, справедливости. И впервые на страницах Библии мы видим ангела совсем иным: мирным, приручен­ным. Святая Дева явилась укротительни­цей ангелов – ведь этот воитель, древний бесплотный дух, чистый, святой видел со­ творение этого мира. Книга Иова говорит нам, что ангелы Божии, видя сотворение светил, возликовали: они древнее звезд Божиих, древнее нашего физического мира!

И вот этот Архангел, воитель, древний му­дрый дух, падает на колени перед Пречи­стой Девой! Он удивляется Ей, и об этом говорят все наши песнопения на Благо­ вещение и любые другие Богородичные праздники: «Красоте девства Твоего удив­ляются ангелы!» – говорит одно из пес­нопений. Кто была эта Дева, которая изу­мила, удивила древнего духа? Пречистая Дева Мария, Чистая Голубица, Нетленная Агница.

Благовещение Пресвятой Богородицы – это событие, которое не только положило основание Воплощению Христа, вхождению Бога в наш тварный мир, в ткань нашей истории, Благовещение – это Откровение о Деве. Мы должны себе это очень ясно усвоить, потому что по влиянию на историю и культуру последующих веков Пречистая Дева находится, пожа­луй, на самом первом месте, потому что Откровение о Деве – это оправдание человека, это Откровение о том, что человеку естественно быть святым и чистым.

Образ Пречистой Девы, Честнейшей херувим и Славней­шей без сравнения серафим, женщины во плоти, состо­ящей из крови и костей, мышц, и при этом Честнейшей бесплотных духов, то есть более чистой, более святой – этот образ совершил настоящую революцию в созна­нии последующих поколений. Рыцарство и куртуазная поэзия в Европе появились благодаря воздействию это­го облика Чистой Девы. Удивились не только ангелы, но и мужчины, потому что это было откровение вообще о женщине, это было оправдание женщины, ее красоты, ее духовного, удивительного, незамутненного облика. Рыцарство – удивительная позиция, в которой мужчины считали себя бескорыстными защитниками женщин, дев, и ведь это то, что определило дух христианской этики в Западной Европе (и не только в ней).

Архимандрит Савва (Мажуко)

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск