Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея…
1 ноября – Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота как день поминовения православных воинов была первоначально установлена по ходатайству Великого князя Димитрия Иоанновича Донского после исторической победы русских войск на Куликовом поле 8 сентября (21 нов. ст.) 1380 года. В сражении погибло огромное количество воинов. Перед судьбоносным сражением игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский не только благословил Великого князя Димитрия, но дал в помощь двух монастырских иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые вышли на поле брани не в кольчуге и броне, а в одежде схимников. Возвратясь после битвы в Троицкую обитель, Великий князь Димитрий благодарил преподобного и братию за молитвы и просил отслужить благодарственные молебны Господу Иисусу, «Сильному в бранех», также заупокойные литургии и панихиды по всем воинам, убиенным на поле Куликовом.
Завершилось поминовение общей поминальной трапезой. Ввиду заявленного боярами пожелания и на будущее «память творити, кто сложил голову свою», он установил совершать это поминовение ежегодно в субботу перед днем своих именин, 26 октября (8 ноября по нов. ст.), – днем памяти великомученика Димитрия Солунского, которого славяне считают своим покровителем. А суббота получила наименование Димитриевской. Если с этой субботой совпадет бденный или полиелейный праздник, поминовение переносится на неделю раньше. С годами Димитриевская родительская суббота стала общепризнанным в народе днем «сугубого», то есть особо прилежного, поминовения всех от века усопших православных христиан, а не только воинов, сложивших голову на поле брани.
Некоторые исследователи полагают, что, по-видимому, это связано с тем, что обычай осенних поминок был издревле принят на Руси. Святитель Афанасий Ковровский писал: «С принятием христианства он [обычай поминок] сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь всё доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает». Иногда Димитриевскую родительскую субботу ошибочно называют вселенской субботой. В отличие от Мясопустной и Троицкой родительских суббот, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе церковный Устав умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.
В наше время в Димитриевскую субботу православные христиане совершают поминовение не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших православных христиан. В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквах и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. Те, кто желает помянуть своих близких, могут прийти помолиться в храм в пятницу вечером, подать записки о упокоении. В это время в храме совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.
В субботу утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. В эти дни принято приносить в храм на пожертвования продукты. Как правило, это мука для просфор, кагор для совершения Литургии, масло и свечи для лампад. Можно положить на канон хлеб, сахар, крупы, сладости, фрукты, овощи. Они идут потом на церковный стол, а частично – раздаются нуждающимся. Не положено приносить в храм мясные продукты и крепкие спиртные напитки. Если у кого-либо нет возможности в эти дни прийти в храм или на кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной.
Московский Данилов монастырь

Комментариев: 0