Skip to content

30 сентября – память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137 г.)

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София особо отмечаются Церковью, потому что ради Христа испытали беспрецедентные муки. Во-первых, пыткам были подвергнуты дети, которые в силу самого возраста еще не устойчивы, как правило, боятся боли и потому могли бы с легкостью уступить, но этого не произошло. Их истязали одну за другой, а они все равно не отреклись от Бога. Во-вторых, всё происходило на глазах их мамы, которую, чтобы доставить ей больше боли, саму убивать не стали. То есть, это надругание над самыми нежными чувствами, которые только могут встретиться в мире – чувствами матери к своим маленьким детям.

Зная это, разве можно каждому из нас говорить, что наша личная жизнь слишком трудна? Бог попускает те трудности, которые мы можем понести, и которые могут доставить нам подлинные вечные блага. Если трезво посмотреть на настоящее время, то от нас никто и не требует отречения от веры, как то было с древнехристианскими мучениками. Никаких серьезных гонений сейчас нет. Но нас просто не понимают в нашей вере, и это обычное для православного христианина положение. Не хочется кого-то разочаровывать, но часто мы мучаем сами себя, переживая, что от чужого непонимания или насмешек страдает наша вера. Мне неоднократно приходится говорить на лекциях по апологетике, что никакие выпады против Бога, веры и Церкви не повредят ни Богу, ни Церкви, ни вере. Бог всемогущ, Он не нуждается в нашей защите, Церковь будет стоять до скончания века по слову Христа, а православная вера как Откровение Божие, как дар Духа Святого, будет сохраняться посреди любых гонений.

Поэтому всегда важно помнить, что в конечном итоге ущерб терпят те люди, которые выступают против Бога, Церкви и веры. В этом смысле они, конечно, заслуживают сожаления, но никак не негодования на них. Понимая, что проигрывают в конечном итоге они, мы сможем правильно к ним относиться. То есть, для начала важно не терять внутреннего равновесия при каких-либо выпадах, сохранять внутреннюю свободу, и только в таком положении можно будет правильно и взвешенно отвечать.

Впрочем, важно еще и помнить, что, конечно, можно многое объяснить, дать, так сказать, осмысленное обоснование нашей веры, но пытаться словами переубедить неверующего – что мертвому припарки. Потому что верующий и неверующий исходят из двух противоположных жизненных опытов. Неверующий, хоть что ему говори, не замечает Бога, для него Бога нет, и это его личное внутреннее переживание. Напротив, верующий живет ощущением присутствия Божия. Для него Бог так же очевиден, как и родители, от которых он появился, и потому возникает взаимное непонимание.

Есть такая притча «Слепой и молоко». Один слепой спросил зрячего: «Какого цвета молоко?». Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «Значит, этот цвет шуршит под руками, как бумага?» Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука бывает белая». Слепой спросил: «Он такой же мягкий и сыпучий, как мука?» Зрячий отвечал: «Нет, он просто белый, вот, как заяц-беляк». Слепой сказал: «Что же он и пушистый, и мягкий, как заяц?» Зрячий сказал: «Нет, белый цвет – такой точно, как снег». Слепой спросил: «Он верно и такой же холодный, как снег?» И сколько примеров зрячий ни приводил, слепой никак не мог понять, какой бывает белый цвет молока. Иными словами, есть вещи, доступные только непосредственному личному восприятию. Вот так и неверующий поймет верующего только тогда, когда сам прозреет, увидит то, что открыто внутреннему взору верующего.

Но давайте задумаемся. Если речь идет об отношениях с сотрудниками по работе, то кого там больше всего уважают? Наверное, людей ответственных, честных, способных поддержать ближнего в трудную минуту. И вот здесь христианину представляется широкое поле для проповеди. Вера отстаивается не столько словами, сколько образом жизни. Когда увидят, что верующий в Бога не плывет по течению, не увлекается общими страстями, но при этом всегда поможет и поддержит, то его внутренняя позиция будет вызывать уважение. В этом признают жизненную силу, а не слабость, как думали по началу. А раз так, то значит, вера в Бога действительно укрепляет, она дает что-то такое, чего не имеет неверующий.

Так некоторые, испытав уважение, заинтересовались и со временем неожиданно для себя обрели собственный личный опыт веры, я знаю такие примеры из среды близких людей. Только не надо ждать, что наши попытки, беседы с неверующими сразу их обратят. Всё это – семена, упавшие на почву их душ, они с Божией помощью могут произрасти впоследствии, если какие-то перемены начнутся внутри самого человека.

 

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
Поиск