Серафимовский Храм в городе ЮбилейномПроповедь
Велика сила христианского молчания
1 марта 2012 г.    версия для печати

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Очень радостно видеть всех вас, возлюбленные братья и сестры, сегодня в храме. Вы оставили заботы, домашние и другие дела и решили посвятить сей вечер важнейшему делу всей жизни – покаянию. Много назидательного предлагает нам богослужение этой недели. Что же еще можно сказать после умилительного пения великого покаянного канона святого Андрея Критского?

Может быть, было бы лучше помолчать?.. Мудрость Божия учит нас не только словом, но и молчанием.

Как же быть? Может быть, было бы лучше просто вспомнить свои грехи, познать себя самого и молчать. Ведь и Христос молча рождается в Вифлеемской пещере, молчаливо бежит в Египет, в молчании крещается во Иордане, в кротком молчании стоит перед неправедными судьями, принимает удары и унижения – и молчит.

Все говорят: «Молчание – золото». Мы же добавим: «Велика сила христианского молчания». По слову святителя Николая Сербского, от такого молчания крепнет душа – просветляется, перерождается, преображается. 

Не забудем, что молитва и пост теряют свою силу, если они не скреплены молчанием. И пока каждый спокойно учится молчаливо нести свой крест, душа моя дерзает говорить.

«Благость Божия на покаяние тя ведет» (Рим. 2:4). Чтобы эти апостольские слова вызвали волнение и трепет, нам необходимо собрать свои чувства и свои мысли, которые рассеяны по разным предметам.

Брат – сестра, Благость Божия влечет тебя к покаянию. «Не хочу, – говорит Господь Бог,– не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего  и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших: для чего умирать вам?» (Иез. 33:11).

Как мы живем? Куда идем, как и когда стали различать добро и зло? Какие у нас «благочестивые» интересы? Чем у нас увлекается наше сердце? На что направлены наши желания? Не препятствуют ли они нашему спасению, не грозят ли гибелью и вечному осуждению?

Поставим перед собой духовное зеркало  –  Евангелие, где говорит сам Господь Иисус Христос, принесший на землю учение чистоты, святости и любви.

Необходимо нам мыслями и желаниями приковать душу ко Христу, как Христос  был прикован ко кресту.

Молчаливо и кротко, удалившись из общества новостей и развлечений, спорщиков и пьяниц, сохранить себя на протяжении всего поста в глубоком молчании и попытаться свидетельствовать о мире в душе, в которой царит Христос.

Аминь.

Священник Павел Тындык.

 Великий пост. 2012 г.