Серафимовский Храм в городе ЮбилейномОПТИНА  ПУСТЫНЬ
Оптина пустынь (из фотостатьи «Богатство земли Калужской»). Глава 2
6 июля 2014 г.    версия для печати

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше», - так писал об Оптиной пустыне Н.В. Гоголь. И затем: «Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует...».

 Трудно переоценить значение Оптиной пустыни в православной истории нашей страны, в укреплении духовности нашего народа.  Из века в век в святую обитель стремились люди со всей России - мирские и духовного звания, богатые и бедные, чтобы помолиться и получить совет  у духовных старцев.

Старинный монастырь расположен в живописном месте недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры. Согласно легенде, в конце 14 века разбойник Опта (Оптий), раскаявшись в своих грешных земных делах, срубил келью на берегу Жиздры, стал отшельником, а затем принял постриг с именем Макарий.  

Расцвет Оптиной начался в 1-й половине 19 века и связан с духоносным старчеством.  Начало этой традиции положили прпп. Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Моисей (Путилов) - последователи монашеских устоев прп.Паисия (Величковского). Пожалуй, самый известный оптинский старец – прп. Амвросий (Гренков). Ученик старцев Леонида и Макария, более 30 лет пребывал он в беззаветном служении людям, принимал и окормлял скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства. Батюшка Амвросий основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости.

Старцев, канонизированных в Оптинском соборе, четырнадцать. К их мощам паломники могут приложиться во Введенском, заглавном храме пустыни, во  Владимирском  храме-усыпальнице, в самом большом храме обители - Казанском соборе.

Оптина пустынь. Казанский собор

Икона Собор Оптинских старцев

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества.
 

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)
Ученик и сотаинник старца Льва. С его именем связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов.
 

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)
Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.
 

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет.
 

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)
Ученик и преемник старца Макария, сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
 

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
Великий старец и подвижник, святость которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария. Основал Шамординскую женскую обитель.   
 

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Обладал удивительным даром утешения.
 

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)
Настоятель пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью со смиренным послушанием старцам и высоким подвижничеством.
 

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия. Старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
 

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
 

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)
Был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления.
 

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства.
 

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
Ученик старца Варсонофия, самоотверженно исполнял старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпел мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
 

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители.


Молитва Оптинских старцев

   Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

  Оптинские новомученики

 

В 1993 году ранним Пасхальным утром в Оптиной пустыне пролилась кровь: от рук сатаниста погибли насельники пустыни – иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников), инок Ферапонт (Пушкарев). Это событие глубоко потрясло людские сердца. Но каждый христианин знает, что сподобится отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. Один оптинский монах сказал: «Мы потеряли трех монахов, а получили трех Ангелов». Вот так Господь почтил Оптину…  

Спустя годы над могилами братии построили часовню. За прошедшие два десятилетия на их могилах побывали тысячи людей, многие из которых получили благодатную помощь новомучеников в духовных и житейских нуждах.  Бог прославляет отдавших жизнь ради Его Святого имени.  

Оптина пустынь. Часовня на месте погребения убиенных оптинских новомучеников

Третья глава статьи, посвящённая Шамординскому монастырю