Серафимовский Храм в городе ЮбилейномОПТИНА  ПУСТЫНЬ
«Дорогами Радонежских святых»
8 мая 2015 г.    версия для печати

У прихожан Серафимовского храма становится хорошей и благочестивой традицией Великим Постом посещать святые места. И, пожалуй, одним из любимых стало паломничество по святым местам Сергиево-Посадского района Московской области. Также как и год назад, паломники посетили Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, село Деулино и Черниговскоий Скит. Всё это места, связанные с жизнедеятельностью прп. Сергия Радонежского, его родителей и учеников.

Началась наша ранняя утренняя поездка по этим святым местам с Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря. Эта одна из древнейших монашеских обителей Руси, упоминание которой в летописях начинается с 1308 года, дорога нам как место упокоения преподобных Кирилла и Марии, родителей «игумена Земли Русской» - Сергия Радонежского.

Наша паломническая группа у врат святой обители

Так уж повелось с благословения самого прп. Сергия, что паломники, едущие на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру на поклонение преп. Сергию Радонежскому, посещали сначала Хотьков монастырь, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». Так же по преданию, сам преподобный нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.

Следуя этой благочестивой традиции, наша паломническая группа с благоговением смогла помолиться в стенах этой святой обители на Божественной Литургии в Никольском соборе, который поразил паломников своим благолепием и величием.

Никольский собор в селе Хотьково

А так как наша поездка выдалась в Светлую Седмицу, то особую торжественность богослужению предал крестный ход, в котором мы смогли принять участие. Ни дождь со снегом, ни холодные порывы ветра не смогли помешать той духовной радости и ликованию, которое безусловно все чувствовали, окропленные святой водой под слова молитв, песнопения сестринского хора и возгласы священников «Христос Воскресе!».

  

  

Крестный ход вокруг Никольского собора

Приложившись к святым мощам преп. Кирилла и Марии, благословясь у них на дальнейший путь, мы отправились в Троице-Сергию Лавру на поклонение величайшему святому Земли Русской - преподобному Сергию Радонежскому.

Празднование Россией и всем христианским миром в прошедшем 2014 году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского - это прежде всего великий праздник основанной преподобным Сергием обители - Троице-Сергиевой лавры. Именно она стала духовно-нравственным и культурно-историческим средоточием благодатного наследия преподобного Сергия Радонежского. Преподобный создал монастырь во имя Святой Троицы как символ любви и единства русского народа.

Как писал знаменитый русский ученый, философ и культуролог священник Павел Флоренский: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру. А чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя её, признанного святым при жизни, "чюдного старца, святого Сергия", как свидетельствуют о нём современники. Всматриваясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии сводятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновлённое и подготовленное у Троицы (то есть у Троице-Сергиевой обители), ещё за год до самой развязки, было пробуждением Руси как народа исторического».

Основанная преп. Сергием в 1337 году, прославленная обитель вот уже на протяжении многих веков является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры, а также по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «родным домом для всех верующих».

Вот и нам выпала замечательная возможность кому впервые, а кому в очередной раз, но безусловно с большой радостью и желанием посетить стены этой святой обители хранимой Богом и Божией Матерью.

Наш гид провела небольшую экскурсию, на которой кто-то впервые услышал историю Лавры и ее основателей, а кто-то дополнил свои знания новыми историческими подробностями о судьбе этого чудного памятника архитектурного, иконописного, церковно-просветительского, историко-культурного наследия, сосредоточения духовной жизни православного русского народа.

Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340-х годах, был принят устав монашеского общежития, а игуменом нового монастыря стал Сергий. Благодаря авторитету Сергия вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря - Пересвет и Ослябя.

Лавра и сама в Смутное время стала военной крепостью, а ее насельники воинами-защитниками. В 1608-1610 годах обитель выдержала 16-месячную осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Несмотря на все трудности монастырь стойко оборонялся и впоследствии стал одним из символов мужества русского народа. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.

Памятная доска в честь 300-летия доблестной защиты Святой обители её насельниками-воинами от польско-литовских войск

Преподобный Сергий преставился в 1392 году и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону. Однако он очень печалился о том, кто сможет позаботиться о святой обители и её насельниках - учениках преподобного после его смерти. Незадолго до своей кончины прп. Сергий сподобился видения Божией Матери, которая возвестила ему: «Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах».

И до сих пор эта святая обитель находится под покровом Пресвятой Богородицы, а Лавру украшает икона явления Божией Матери, которая всегда чтилась как великая её святыня.

Врата в Троице-Сергиеву Лавру

Главной святыней монастыря безусловно являются мощи преподобного Сергия Радонежского, к которым мы смогли приложиться с трепетом и благоговением в Троицком соборе Лавры.

Далее, через чёрную дверь с дырой, оставшейся со времён осады Лавры польско-литовскими интервентами, мы попали в Серапионовскую часовню, которая появилась здесь в XVI веке. Она была построена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы. Когда в первый раз попадаешь сюда, испытываешь удивительное чувство причастности Небу, которое трудно выразить словами... Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще в ней хранится часть пояса Богородицы (причем довольно солидный фрагмент) и частицы мощей очень многих святых.

Ещё одна из великих святынь обители - деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год, находится в Успенском соборе. Успенский собор построен в 1585 году по повелению Ивана Грозного. Он украшен красивой фресковой живописью, есть здесь замечательные мозаичные иконы. В соборе находятся мощи святителя Иннокентия Московского. Этот поистине удивительный святой - миссионер и проповедник - был первым православным епископом Камчатки, Приамурья, Америки, сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского.

Наши паломники у стен Успенского собора

Фресковая живопись Успенского собора

В крипте под Успенским собором покоится прах двух русских Патриархов - Алексия I († 1970) и Пимена († 1990). В криптовом храме три престола. Центральный посвящен Всем святым, в земле Российской просиявшим, кровью засвидетельствовавших свою верность Христу.

В крипте собора покоится прах двух русских Патриархов - Алексия I († 1970) и Пимена († 1990)

 В храме Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь) Сергиевой Лавры находятся мощи преподобного Максима Грека († 1556), куда они были торжественно перенесены из Успенского собора 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Рака установлена на месте обретения мощей Преподобного - у северной стены. Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, во времена которого Лавра достигла своего наибольшего расцвета.

Наши паломники у храма Сошествия Святаго Духа

В Лавре также захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские; представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов).

Уезжали мы из этого святого места просвещённые новыми знаниями, но главное - окрылённые и переполненные теми духовными дарами, которые смогли получить в этой святой обители. Надо сказать, что здесь нам снова посчастливилось принять участие в крестном ходе, а ещё услышать чудесный колокольный звон с лаврской звонницы и набрать воды от святого источника, находящегося на паперти Успенского собора, вкус которой, освящённой благодатью и молитвой, по-настоящему сладок.

    

  

Крестный ход в Троице-Сергиевой Лавре

 

Колокольня Лавры – самая высокая в России (слева) и Святой источник на паперти Успенского собора (справа) 

Преподобному Сергию было обещано от Бога, что ученики его будут столь же многочисленны, как чудесные птицы, которых он однажды узрел в видении.

Живописное изображение преподобного Сергия Радонежского

 Обетование сбылось. За шесть с половиной столетий истории Троице-Сергиевой обители (с середины XVIII столетия - Лавры) Лавра воспитала множество подвижников веры и благочестия, героев веры и героев России, учёных, писателей, педагогов, прославивших Россию своими духовными подвигами, ратными заслугами и учёными трудами. В её стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

Преподобного Сергия Радонежского называют «Игуменом Земли Русской» и во многом это связано с тем, что преподобным, его учениками и пострижениками святой Лавры были основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей и святых обителей, под благодатной сенью которых спасались и продолжают спасаться тысячи православных христиан. Одним из таких святых и богоспасаемых мест стал Гефсиманский Черниговский Скит, куда и направилась далее наша паломническая группа.

В автобусе гид рассказывал нам об истории создания скита, его святынях и насельниках, также мы посмотрели об этом удивительном месте документальный фильм.

По дороге в скит мы посетили село Деулино, где на монастырском кладбище Свято-Троицкой Сергиевой Лавры находится часовенка над могилой игумена Бориса. Игумен Борис (в миру - Храмцов Илья Михайлович) по благословению наместника Лавры священноархимандрита Феогноста начинал восстановление Черниговского скита. Он наладил там ежедневные богослужения, проводил соборования. На ежедневные соборования к нему стекались десятки, сотни людей. Как свидетельствуют люди знавшие его, всей своей жизнью он исполнил закон Христов «Друг друга тяготы носите». У отца Бориса был исключительный дар любви к людям. Он воспринимал скорби приходящих к нему людей как свои собственные, помогая мудрым советом решать сложные жизненные ситуации, тяжко болящие исцелились душевно и телесно по его молитвам. Старцы Троице-Сергиевой Лавры называли его «земным ангелом». Все свои силы он тратил на восстановление и устроение Божиих обителей и помощь страждущим, не жалея при этом собственного здоровья и сил. Игумен Борис почил о Господе в возрасте 46 лет после резкого обострения панкреатита. К сороковому дню над его могилкой была построена часовня. Кто-то из верных чад отца Бориса постоянно находится у могилки, читают Псалтирь, возжигают свечи. Сюда постоянно приносят живые цветы и поминальную трапезу.  Многие люди приходят сюда помолиться. Обращаются к батюшке, как к живому, и он, как при жизни, помогает, исцеляет, утешает всех, кто с верою обращается к нему. На могилке горит неугасимая лампада, маслом от которой помазали и паломников нашей группы. Приложившись ко кресту на могилке игумена Бориса и мысленно испросив его молитв, мы продолжили свой паломнический путь.

     

Наша группа паломников побывала в часовне и на могилке отца Бориса

Следующей и последней остановкой нашей паломнической поездки был Гефсиманский Черниговский Скит, который является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Своё название он получил по местности у подножия западного склона Елеонской горы в долине Кедрон (восточнее Иерусалима) - Гефсимании. Это было место уединенного моления Иисуса Христа о Чаше, о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, Гефсимания стала местом Её славного Успения.

Потому, что это название так особо дорого сердцу каждого православного христианина, был назван скит.

Собор Иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская в Черниговском скиту

Скит стал местом уединения для искавших безмолвия и жаждущих более строгого подвижничества. Он был основан наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) и Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

В 1844 году в скиту появились первые насельники. В 1847 году при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в монашестве Филарет, в схиме Филипп), который основал при ските Пещерное отделение и собрал пещерную братию. Так началась история скита. В 1851 году в пещерную церковь во имя Архангела Михаила была пожертвована Александрой Григорьевной Филипповой Черниговская икона Божией Матери; 1/14 сентября 1869 года эта икона явилась чудотворной и была прославлена в Русской Православной Церкви с именем Черниговско-Гефсиманской (празднование 1/14 сентября).

В 1873 году Пещерное отделение Гефсиманского скита стало центром московского старчества; это связано со служением «старца-утешителя» отца Варнавы, прославленного прозорливостью ещё при жизни и чудесами, совершавшимися на его могиле, после смерти. Он был братским духовником скита и пещер. Ещё при жизни поток людской не оскудевал у крылечка его кельи: «Двери его убогой келлийки одинаково открыты для всех… для всех он одинаково доступен, всех одинаково приветит он словом отеческой любви, утешит как истинный “сын утешения”. Батюшка Варнава был для своих посетителей любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом. Он искренне, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим, был серьёзным и полезным собеседником серьёзных деловых людей, отечески снисходителен и ласков с молодёжью, радовался, глядя на детишек, доверчиво подходивших за благословением...» Но также и сейчас к раке с его святыми мощами идут паломники, чтобы испросить его молитвенной помощи, получить утешение и облегчение в скорбях.

В 1893 году был освящён в Пещерном отделении собор в честь новопрославленной Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери. Пещерное отделение стало именоваться Черниговский монастырь.

В богоборческие времена участь этой святой обители, как и большинства других, была незавидна. В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма-колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга. Лишь в 1990 году было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавре: южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус, а также сохранившуюся чудом деревянную келью старца Варнавы.

Пейзаж Гефсиманского Черниговского Скита

Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.

До сих пор ведутся восстановительные работы в скиту, но нужно отметить, что трудами братии, реставраторов и мастеров по росписи был проделан огромный труд и те, кто был в Скиту несколько лет назад признают, что он практически неузнаваем и потрясает благолепием своих храмов и росписей.

В северной стороне Черниговского собора располагается братское кладбище с захоронениями братии, благотворителей и попечителей. Здесь также покоятся останки двух знаменитых русских философов и публицистов - Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891 гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918 гг.).

В Черниговском соборе находятся два чтимых списка с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская-Гефсиманская», рака с мощам прп. Варнавы Гефсиманского, рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых и камнем от гроба Божией Матери из Иерусалима. К нашей духовной радости мы тоже имели возможность приложиться к этим святыням.

Насельник скита провел для нашей группы интересную и познавательную экскурсию по нижним пещерам, показал нижнюю пещерную церковь во имя Архангела Михаила (бывшая средняя пещера Филиппушки), провёл по каменным коридорам бывших братских келий. Просто удивительное впечатление вызывало всё увиденное нами!.. Трудно нам - современным людям понять, как могли подвижники жить в таких условиях: в холодных и тесных земляных кельях, где мало воздуха, практически без света, каких-либо удобств и еды... Но, по всей видимости, в этом и заключалась духовная тайна их подвижнического пути: ущемление плоти ради горения духа.

После посещения этого удивительного места мы тоже уходили в особом душевном расположении. Строгая симметричность зданий скита, краснокирпичные фасады собора и колокольни, малолюдность и умиротворяющая тишина - всё это создавало сильный контраст красочной, шумной, поражающей своими масштабами и мощью Троице-Сергиевой Лавре. Здесь же царил покой, умиротворяющая безмятежность, святая тишина... С таким чувством на душе мы и возвращались домой из нашей замечательной пасхальной паломнической поездки, увозя с собой в душе полученные благодатные дары, а в руках лампадки с Благодатным огнём, которым нас одарил Черниговский скит.

Лампадка с Благодатным огнем

Статью подготовила Елена Москвичева