Серафимовский Храм в городе ЮбилейномБлаговещение
Троица
12 июня 2011 г.    версия для печати

 Побывав в церкви в это торжество, любой, пришедший на праздник, его уже никогда не забудет. Храм встречает прихожан в этот день чудным церковным песнопением и ароматом свежескошенной травы, разложенной на полу храма. Сама церковь украшена молодыми березками, яркими букетами и, глядя на все это благолепие, невольно вспоминаются слова, что церковь – это островок рая на земле. 
Однако слово «церковь» имеет в христианстве два значения, и даже пишется то с большой буквы, то с маленькой. Троица – это день рождения Церкви Христовой, не сооружения (что пишется с маленькой буквы), то есть не храма, а сообщества людей, поверивших Евангельской проповеди.
В книге деяний святых апостолов говорится о том, что в третьем часу (по нашему – в девятом часу утра), в сионской горнице, где находились после Вознесения Иисуса Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Книга деяний святых апостолов, 2, 2-4). Вместе с этим внешним явлением последовало внутреннее – Божественный Огонь разгорелся в душах учеников Христовых. Они вознесли хвалу Господу, и в это время каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-то неизвестном ранее ему языке. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской истины во всем мире.
Апостолы в тот день впервые вышли на общественную проповедь, и их искренним словам поверили тысячи людей. Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова составляла уже более 3000 человек. День Святой Троицы считается Днем рождения Церкви Вселенской. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (там же, 2, 42, 44-46).
С этих пор каждому христианину Духом Святым также дается дар, который мы должны определить в себе и приумножать его в течение жизни, используя свой талант на служение Господу и к пользе людям. Многие пытаются найти в себе дар иконописца, певца, писателя, проповедника и учителя, казалось бы, эти таланты можно лучше всего использовать для проповеди Евангельской. Однако мы забываем, что и слово, сказанное с любовью, и служение людям, и терпение немощей ближнего (а зачастую и своих собственных), и подобные им – это тоже великие дары Святого Духа.
Само название – Святая Троица – праздник получил потому, что в этот День христианам было явлено последнее – Третье лицо нашего Божества – Святой Дух. Нам, воспитанным в век научно-технической цивилизации, трудно представить то, что не поддается опытному исследованию. Однако попробую привести сравнение, которое поможет нашему восприятию. Святая Троица объединяет в себе Бога Отца – Творца всего существующего на земле, Бога Сына – Иисуса Христа, и Духа Святого, сошедшего в этот день на апостолов в виде небесного неопалимого Огня. Эти три Ипостаси – едины, но в то же время неслиянны и нераздельны. С чем можно сравнить такое, казалось бы, несочетаемое триединство? Один из святых отцов, объясняя сущность Святой Троицы своим ученикам, говорил о том, что следует представить солнце: оно имеет форму шара, от него исходит свет, и оно дает тепло. Шар, свет и тепло – все разное, но соединено в одном, называемом светило.
Святую Троицу на иконах принято изображать в виде Трех странников, отдыхающих в тени древа. Одна из прекраснейших икон «Троица» написана в начале ХV века великим русским иконописцем Андреем Рублевым по просьбе иноков Троицкой обители в Радонеже «в похвалу святому Сергию», основателю обители.
Первый день Пятидесятницы, то есть само воскресение, Церковь посвящает преимущественно всей Святой Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Святому Духу. Второй день – понедельник – Святому Духу. По старому народному поверью, в Духов День – земля-именинница. Считалось, что в этот день нельзя на земле работать, ее терзать и ранить, даже цветы и ветви в понедельник не рвали.
Но в эти дни есть и традиция поминать усопших, а именно в канун праздника – на Троицкую родительскую субботу – православные христиане идут на кладбище навестить дорогие сердцу могилы. В этот удивительный праздник радость и печаль сливаются в одно целое и наполняют наши сердца светом.
На Руси Троицын День неизменно был одним из любимейших праздников. Хозяйки украшали жилища веточками березы, цветами, устилали полы скошенной травой. В народных традициях он связан с шумными гуляниями, помолвками, свадьбами, играми, хороводами и непременной трапезой на зеленом ковре трав.

О. Медведева.