Серафимовский Храм в городе ЮбилейномБлаговещение
преставление преподобного Сергия Радонежского
7 октября 2011 г.    версия для печати

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Сергия, игумена Радонежского, великого покровителя земли Русской. Преподобный Сергий принадлежит к таким Божиим избранникам, к таким редким целостным натурам, которые всецело, всем своим существом устремляются к Богу с первых лет своей сознательной жизни. В наше время большинство людей приходит к Церкви уже ранеными, искалеченными жизнью. И Господь напоминает нам сегодняшним праздником о том, как мы должны беречь своих детей, чтобы им дано было бесконечно больше. Да, покаянием мы можем возвратиться к утраченной чистоте, но особый дар Божий – это то, о чем мы говорим, когда прославляем преподобного Серафима Саровского: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и тому Единому работати пламенно возжелел еси». Такие духовные светильники занимают особое место в жизни Церкви, в святости ее. Между прочим, совершенно неслучайно, что преподобный Серафим Саровский, как один из духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб, отходя отсюда, образ этого святого.

Тем, кто с самого детства сохранил чистоту своего сердца, Бог открывает прямой путь. Это не означает, конечно, что жизнь их будет лишена скорбей и трудов, но эта особая целостность и простота жизни совершает то чудо, благодаря которому преподобный Сергий становится средоточием всей русской святости.

Мы знаем из жития Преподобного все подробности его подвига. Обратим внимание на то, что в своей простоте и целостности преподобный Сергий устремлялся к Богу, к совершенной чистоте, которая всегда сокрыта внутри. Для всех людей, в том числе находящихся в Церкви, всегда существует искушение – так или иначе прельщаться внешним. Мы знаем, каким великолепием отличалось богослужение в древней Руси, какое драгоценное убранство было в храмах. А преподобный Сергий оставляет центральный Богоявленский московский монастырь и уходит в лес, где подвергает себя многим лишениям. Как свидетельствует описатель его жития, преподобный Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия, иногда не было хлеба, чтобы накормить всех. Иногда не было даже вина, чтобы совершить Божественную Литургию, не было ладана для каждения, не было воска для приготовления свечей. Часто, не имея свечей, они совершали ночные всенощные с березовой или сосновой лучиной. Но при этом было сияние жизни вечной, сияние благодати. И они касались той самой сокровенной глубины, которой достигает человек, когда идет прямым путем ко Господу. Эта благодать создавала то чудо, каким явился преподобный Сергий для Русской Церкви.

Мы знаем, как все шли к нему – шли издалека, из далеких городов и стран, чтобы только увидеть и услышать его. Как все получали величайшую пользу для своей души от прикосновения к той жизни, которой обладал преподобный Сергий. И удивительное дело, иногда случалось, что к нему приходили за словом наставления люди, уже искушенные в духовной мудрости, которые в течение многих лет совершали монашеский подвиг. Такие, как преподобный Сергий Муромский, до этого подвизавшийся на Афоне, преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Димитрий Прилуцкий, преподобный Стефан Махрищский и многие другие. Церковь именует этих людей собеседниками преподобного Сергия. То есть, он был учителем учителей, наставником наставников. Один богослов, исследователь жития преподобного Сергия, называет имена ста святых иноков, вышедших из монастыря преподобного Сергия. Чтобы понять значение преподобного Сергия для русской святости, достаточно сказать, что монастырь его во имя Пресвятой Троицы дал жизнь пятидесяти другим монастырям, от которых, в свою очередь, образовалось еще сорок.

Мы помним все о чудесном видении, которое было преподобному Сергию, когда ночная тьма во время его молитвы озарилась сияющим благодатным светом, и он увидел множество птиц, и услышал голос: «Сергий, услышана молитва твоя Богом. Как видишь ты сейчас множество птиц, так умножится стадо твоих учеников. И после кончины твоей не уменьшится число тех, кто пожелает идти по твоим стопам». К концу жизни преподобный Сергий сподобился видения Божией Матери (это было в 1388 году, за четыре года до его кончины) – чрезвычайное присутствие благодати Господней. Мы помним рассказ преподобного Исаака, его ученика, о том, как в ослепительном сиянии сослужил ему за Божественной Литургией некий Юноша. И о том, как небесный огонь сходил на Евхаристическую чашу, покрывал Престол и окружал самого Преподобного.

Вот в этом свете мы должны увидеть сегодня то очень важное для нас обстоятельство, что с именем преподобного Сергия мы всегда связываем великий исторический момент в жизни русского народа – свержение татарского ига. Святые отцы сравнивают его с Моисеем, вождем богоизбранного народа, который был послан Богом для русских православных людей, чтобы избавить их от иноплеменного рабства. Мы помним, как он осенил крестным знамением святого благоверного князя Димитрия Донского, когда тот пришел к нему за советом в час, когда орды Мамая угрожали полным уничтожением русской земли. Преподобный Сергий благословил его на знаменитую Куликовскую битву, сказал ему: «Иди, князь, без страха. Господь, Пресвятая Троица поможет тебе против нечестивого врага». И добавил: «Ты победиши». Более старшие и более опытные князья и военачальники советовали благоверному князю Димитрию подождать немного, не торопиться, потому что Мамай был силен, его поддерживала Литва и другие союзники. Однако, приняв благословение преподобного Сергия, благоверный князь Димитрий не внял их увещаниям. Он пересек со своим войском Дон, путь назад был отрезан, оставался один путь – вперед. То есть, победа или смерть. И все воинство русское, ободряемое благословением преподобного Сергия, молилось перед сражением, помня его слова о том, что ныне готовится много мученических венцов. А во время сражения Преподобный молился со всей братией в храме, по ходу сражения давая свои замечания, как если бы это происходило перед его глазами. Он называл имена павших и возносил молитвы о их упокоении. И, наконец, возвестил: «Победа наша».

Совершая память преподобного Сергия, мы должны увидеть, что значит для нас этот праздник. Самое поразительное в жизни преподобного Сергия – всецелое его доверие Богу. Он уходит в дикие леса, в полную безвестность, для того чтобы стать центром всей русской истории, средоточием всей русской святости. Без этого подвига, без этого святого мы вообще не можем понять, что совершилось в русской истории.

В свете его подвига открывается и подвиг преподобного Серафима, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, святого Царя страстотерпца Николая II. Все русские святые – этого рода, все самые его родные. Это значит, что восхождение на высоту совершенства начиналось у них, как у преподобного Сергия, – в совершенной немощи. Вспомните, как он с детства не имел даже способности научиться читать и писать, и как Бог совершил чудо, с самого начала показав, что может благодать Господня там, где человек всецело вверяет себя Господу со всеми своими трудами, которые могут оказаться напрасными. Этим чудом запечатлена вся жизнь Преподобного и вся глубина русской истории. То, что мы немощны сегодня, то, что кругом все охвачено распадом, говорит нам преподобный Сергий своим подвигом, не должно нас приводить в растерянность и уныние. Если будет у нас, у каждого по его силе, это всецелое устремление ко Христу, все может чудесно измениться. Чудо по вере – это и есть путь нашего спасения, спасения России. Это единственный путь спасения, в конце концов, всех людей. Другого просто не существует. Путь личного спасения, путь служения России и путь служения миру – один и тот же путь.

Ныне пленение и разорение России не сравнится ни с какими Мамаями, но, как в XIV веке, как в начале XVII века – в смутные времена, когда преподобный Сергий явился находящемуся в плену святителю, сказав ему: «Услышаны ваши и наши молитвы. Суд об Отечестве нашем изменен на милость», – как при других грозных решающих судьбу нашего Отечества обстоятельствах, как в последнюю Отечественную войну, когда преподобный Сергий являлся верным людям во времена, когда Лавра, казалось, закрыта навсегда, и утешал надеждой победы, точно так же и теперь. Это пророчество Божией Матери об обители преподобного Сергия, по свидетельству всех наших святых, говорит нам сегодня, что не закроются врата Троице-Сергиевой Лавры, не угаснет лампада над святой гробницей преподобного Сергия, пока будут в русской земле такие люди, которые готовы всю жизнь свою без остатка принести Господу и до конца идти по стопам игумена земли русской, преподобного аввы Сергия. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Всенощное бдение 7 октября 2000 года