Серафимовский Храм в городе Юбилейномкрестовоздвижение_
Пасха и воскресные дни Великого поста
21 апреля 2011 г.    версия для печати

До начала поста ещё 3 седмицы, но Церковь в Богослужениях потихоньку готовит своих чад к этому деланию. Начинается чтение постной триоди. (Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные седмицы к нему, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Пасхи. Содержат песнопения в основном авторов VIII и IX вв., среди которых: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный). Первое воскресение, готовящее к посту, – «О мытаре и фарисее», затем идут воскресения «О блудном сыне», «О страшном суде» (мясопустное), «Изгнание Адама из рая» (мясопустное), оно же «Прощёное», так как на вечерне совершается чин прощения. И начинается Великий пост.

В каждое воскресение Великого поста отмечается свой праздник. Первое воскресенье – Торжество Православия, второе – Григория Паламы, третье – Крестопоклонное, четвёртое – Иоанна Лествичника, пятое – Марии Египетской, шестое – Вход Господень в Иерусалим. В субботу, предшествующую празднику Входа Господня в Иерусалим, Церковь вспоминает воскрешение Лазаря, и суббота именуется Лазаревой. Седмица перед Пасхой не является постовой, христианин весь пост сосредотачивался на себе, очищал свою душу от греха и теперь вместе со всей Церковью переживает дни крестного пути и распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь – живой, развивающийся организм. Современный богослужебный устав складывался столетиями и впитал в себя традиции разных поместных церквей.

К III-ему веку в христианской церкви возникают две системы празднования Пасхи. Существовали традиции малазийская и римская. Традиция малазийская восходит к Иоанну Богослову, где под Пасхой понималось прежде всего празднование Крестной смерти Спасителя, именно этот день считался Пасхой, т.е. праздновалась Пасха Крестная в пятницу, в день распятия (по нашему в Великую Пятницу). В римской традиции этот праздник приобретает уже несколько иной контекст – праздник Пасхи празднуется как праздник Воскресения Христова, Пасха праздновалась в воскресение после дня распятия. В современной традиции обе эти практики нашли себе место. Пасхальное богослужение немыслимо без богослужения Великой Пятницы.

Пост всегда предварял праздник Пасхи, но изначально он не был столь продолжительным. Великий пост в древней церкви сводился вообще к сорока часам полного неядения. Где-то постились седмицу (нашу Страстную), вкушая немного пищи вечером. Со временем пост удлиняется. К IV веку Великий пост устанавливается практически в таком виде, как он существует сейчас, где страстная седмица – наиболее древняя часть поста и является целью Четыредесятницы.  Чуть позже пост обрастает подготовительными воскресеньями.

Все названия подготовительных воскресений связаны с евангельскими чтениями на литургии. Первое воскресенье – «о мытаре и фарисее». Начинается постная триодь призывом  стихиры – «не помолимся фарисейски, братие». С этим связано важное понимание того, что наши молитва и пост должны отличаться от молитвы и поста фарисея. Он в молитве благодарил Господа. И мы должны обязательно благодарить в своих молитвах Бога, но не гордясь и не превозносясь над другими.

За воскресением «о Мытаре и Фарисее» следует сплошная седмица. В противовес фарисею мы вкушаем скоромную пищу в среду и пятницу, показывая, что не кичимся своим постом. Пост не должен служить поводом для превозношения над непостящимися. Пища не приближает и не удаляет от Бога. Приближают к Богу и удаляют от Него мысли и поступки, а воздержание от пищи – некий важный, но всё же вспомогательный инструмент в деле спасения.

У описанной традиции есть конкретные исторические корни. В типиконе (уставе Церкви) говорится, что некие инакомудрствующие в эту седмицу содержат пост, и, противопоставляя себя этим еретикам, мы будем  всю седмицу и миряне, и монахи есть скоромную пищу. Данный недельный пост связан с армянской традицией. Когда первосвятитель Григорий крестил армянский народ, он установил повсеместный пост перед крещением. Постные дни выпали на описываемую седмицу и стали соблюдаться ежегодно. В V веке армяне отпали от православия, не признав решений IV Вселенского собора. Пост был отменён именно в противовес армянам – монофизитам. Обычай прижился и в дальнейшем закрепился в Церкви, получив современную трактовку.

Второе подготовительное воскресенье – «о блудном сыне» – читается знаменитая притча Евангелия от Луки. Темой отречения от греха, покаяния и возвращением к ждущему нас Богу, пронизаны все песнопения этого дня.

Следующее воскресение посвящено евангельскому отрывку о Страшном суде. Читается 25 гл. Евангелия от Матфея.

С неделей о Страшном Суде было связано особое действо, символизирующее Страшный Суд. Оно совершалось в это воскресение до XVII века, и в старых дониконовских богослужебных книгах это действо описывается. Оно состояло из следующих элементов: после литургии епископ выходил на площадь перед кафедральным собором, и четыре диакона на четыре стороны читали евангелие о Страшном суде. После этого совершался водосвятный молебен, и всех кропили святой водой.  Такое изображение Страшного суда в литургической форме сейчас в богослужении отсутствует.

Воскресение «о Страшном суде» называют еще воскресением мясопустным. Последний день, когда мы вкушаем мясо. Потом произносится отпуст, и следующая седмица сырная, без вкушения мяса.

Последнее подготовительное воскресение – Прощеное. В это воскресение читается отрывок из нагорной проповеди о прощении и о посте. У него еще есть два названия – Сыропустное воскресение и Адамова изгнания. Сыропустное – последний день вкушаем молочную пищу. Неделя Адамова изгнания пронизана воспоминанием о рае и изгнании из него. Вся гимнография службы говорит об этом. Заканчивается богослужение этого дня чином прощения. Начинается Великий пост.

Первое воскресение Великого поста – Торжество православия. Это празднование исторически связано с тем, что победа над иконоборчеством, произошедшая в IX веке, совпала с 1-м воскресеньем Великого поста, и с того времени празднование закрепилось за этим днём. Торжество Православия – это событие, в котором Церковь видит не только  победу над иконоборчеством, но и над всеми заблуждениями и искажениями христианства. В этот день после литургии полагается перед выложенными на аналой иконами Христа и Богородицы достойным возглашать многолетия, а отпавшим – анафему. Кроме того, в Константинополе в 1-е воскресенье Великого поста отмечали память пророков. До сих пор неизвестно, с чем это связано, в нашем богослужении остатки этой традиции присутствуют в виде самогласна.

Богослужение постной триоди складывалось в основном из двух богослужебных традиций: Иерусалимской и Константинопольской поместных Церквей, обогативших друг друга. Константинопольская традиция  вытеснила  памяти воскресных дней Четыредесятницы, отмечаемых в иерусалимской Церкви в подготовительный период  и период от Пасхи до Троицы (период цветной триоди).   Но следы этих памятей остались  в содержании самогласнов и в отдельных воскресных канонах.

Второе воскресение имеет две литургические темы. Первая тема – память святителя Григория Паламы. В установлении памяти Григория Паламы Церковь видит победу православия в исихастских спорах. Празднование имеет догматическое значение – это константинопольская традиция.  Вторая тема покаянная, выраженная стихирами канона, отсылающими нас к притче о блудном сыне, восходит к палестинской традиции.

Третье воскресение Великого поста в Константинополе называлось Крестопоклонным. Для укрепления духа тех, кто готовился к крещению в течение Великого поста, износилась частица Древа Креста Господня и предлагалась для поклонения оглашаемых.

Четвёртое воскресение – память прп. Иоанна Лествичника. Вторая тема этого воскресенья – покаянная, связанная с притчей о милосердном самарянине. В частности, первый канон на утрене  как раз говорит о милосердном самарянине.

Память прп. Иоанна Лествичника и память празднуемой в следующее воскресенье прп. Марии Египетской – это след традиции, связанной с тем, что в древней Церкви в будние дни Великого поста не совершались богослужения рядовым святым. Празднования этим святым, как наиболее почитаемым в Палестинской Церкви, а затем и в Церкви Константинопольской, как правило, попадали на будни. Иоанн Лествичник – представитель самого авторитетного сборника монашеских поучений, прп. Мария – это образец наиболее яркого покаяния. И, чтобы память их совершать ежегодно, Церковь установила соединить дни прославления святых с воскресными днями.

Пятое воскресенье тоже имеет две темы. Первая тема посвящена  прп. Марии Египетской. Вторая тема покаянная, связанная с притчей о богатом и Лазаре (это палестинская традиция).

Лазарева суббота. В субботу шестой недели Великого поста празднуется воскрешение Лазаря, являющееся прообразом Воскресения Христа.

Празднование воскрешения Лазаря, с литургической точки зрения является своего рода предпразднством Пасхи, потому что в этом чуде воскрешения Лазаря Господь уже как бы открывает то грядущее Воскресение, которое ожидается в день Пасхи, после распятия Спасителя. Поэтому богослужение Лазаревой субботы очень во многом напоминает Пасхальную службу.

Шестое Воскресенье – Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий, Вербное Воскресенье). Эта неделя в богослужебном плане не относится к Великому посту, а скорее своими особенностями относится к периоду предпасхальному, к периоду Страстной Седмицы. Мы радуемся встрече с Господом, Его торжественному входу в Иерусалим, но уже чувствуется дыхание Страстной Седмицы.

Окунувшись в скорбь Страстной Седмицы, прожив эти тяжёлые дни скорби вместе со всей Церковью, возрадуемся Празднику из праздников, Торжеству из торжеств.

Христос Воскресе!!!

 

Диакон Даниил Акимов