Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Заборской А. П., учителя музыки и МХК МОУ «Гимназия № 5»

Русские традиции благотворительности и меценатства

 

В далёкие от нас времена Богом человечеству были подарены чувства благоговения, благолюбия, благодарности, напрямую связанные с Богопознанием, Богомыслием, Богообщением, постепенно сложившиеся в традиции миропознания и веры.

Привычным стало  для нас слово «традиция», уходящее к истокам древнейших цивилизаций, в последствии зафиксированное в латинском языке («traditio, tradere» т.е. «передавать»). Прошли века. Традиции веры у разных народов приобрели свои смысловые оттенки и ритуальные действа.

Христианские традиции стали руководством действий в личной и общественной жизни человека, его образовательной, культурной и трудовой сферах деятельности. «Этика», «мораль» и «нравственность» сформировали свои опоры на заповедях Христа. Одной из вечных в православной Руси стала традиция благотворительности.

В разных словарях значение слова «благотворительность» трактуется, как помощь, услуга, содействие тем, кто в этом нуждается. Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре великого русского языка» (1880-1882гг.) кратко пояснил значение этого слова и расположил его в «гнезде» слова благовеличие. Более полное разъяснение этого слова даёт энциклопедический словарь (1890-1907гг.) Фридриха Арнольда Брокгауза и Ильи Абрамовича Ефрона: «… Благотворительность в истинном смысле этого слова является вместе с Христианством. Божественный учитель Христианской религии начал свою проповедь о Царстве Божием с того, что призвал в него и обещал в нём блаженство всем обездоленным, алчущим, жаждущим и гонимым, труждающимся и обездоленным.

Проповедь христианская проникла до глубины человеческого сердца, и одним из первых её действий было обнаружение любви к ближнему. Первые уверовавшие во Христа в Иерусалиме, под влиянием их охватившего религиозного порыва, отказались от частной собственности, продавали свои имения и раздавали всем нуждающимся (Деяния Апостолов, II, 44)».

Какая же благотворительность ценилась и почиталась на Руси? Василий Осипович Ключевский в работе «Исторические портреты. Деятели исторической мысли», рассказывая о примерах и поучениях благотворителей времён Бориса Годунова, Василия Шуйского, Алексея Михайловича пишет: «...древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руку, притом «отай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (неправды)». С появлением монастырей традиция благотворительности продолжила своё духовное восхождение. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве: в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания XVII в., в которых когда-то находились лечебницы.

Традиция российской благотворительности в своём духовно-нравственном начале прямо связана с ещё одним важным явлением – милосердием. В «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова) по творениям святителя Тихона Задонского читаем: «…Милосердие есть плод христианской любви… Взаимная любовь требует быть милосердным… Господь выше всякой жертвы предпочитает милость…».

Эпоха Просвещения (XVIII - начало XIX в.) отмечена благотворительными делами крупных представителей дворянства. В этот период традиции благотворительности и милосердия в светском обществе приобрели новую формулировку. Филантропия. Так стали называться Богоугодные дела, совершаемые влиятельными и яркими соотечественниками того времени. В «Толковом словаре великого русского языка» В.И. Даль объясняет: «Филантропия (греческое слово) человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества…». Памятниками благотворительных учреждений этого времени являются: Голицынская больница, возведённая на средства Дмитрия Михайловича Голицына архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым; Первая градская больница, построенная на те же средства архитектором Осипом (Джузеппе) Ивановичем Бове; Шереметевский странноприимный дом – на средства Николая Петровича Шереметева по инициативе жены графа Прасковьи Ивановны архитектором Елизвоем Семёновичем Назаровым и Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги; Мариинская больница  на Божедомке и Вдовий дом в Кудрине – на средства  Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны  архитекторами Андреем Алексеевичем Михайловым и Иваном Дементьевичем Жилярди (Джованни Баттиста); Набилковская богадельня, основанная Фёдором и Василием Фёдоровичами Набилковыми и построенная архитектором, предположительно, Афанасием Григорьевичем Григорьевым. Необходимо отметить, что абсолютно во все выше перечисленные архитектурные сооружения входило возведение православных храмов внутри здания или рядом с ним. Приведённые выше имена связаны с Москвой, а сколько подобных примеров было в губерниях, городах и сёлах Российской империи. Не счесть.

Постепенно традиции русской благотворительности стали передаваться из поколения в поколение. Можно вспомнить Демидовых, Рябушинских, Хлудовых (Морозовых) и многих других.

XIX-начало XX в. является в русской истории «Золотым веком» благотворительности и милосердия.  Напомню, что Гай Цильний Меценат – римский государственный деятель, живший между 74 и 64 гг. до Р. Х. при императоре Августе; в его кружок входили поэты Вергилий, Гораций, Проперций. Позже его имя стало нарицательным, обозначающее – поклонник изящных искусств и покровитель поэтов.

Всех покровителей, благотворителей, попечителей, просвещенных и образованных дарителей, преисполненных любви к Родине и её историческим традициям стали называть «меценатами». В этот период развивались новые отрасли отечественной науки, формировались художественно-эстетические центры, открывались уникальные галереи и музеи, получали признание театры. Примером тому стали «Третьяковская галерея», «Щукинское» и «Морозовское» собрания современной французской живописи, «Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева в Париже, «Бахрушинский Театральный музей», «Частные оперы» Саввы Ивановича Мамонтова и Сергея Ивановича Зимина, Музей изящных искусств Юрия Степановича Нечаева-Мальцева, Философский и Археологический институты, Боткинская, Морозовская клиники, приюты и дома бесплатных квартир Ермаковых, Хлудовых, Александровское и Набилковское коммерческие училища и институт и многие другие.

В эпоху социализма православные традиции благотворительности продолжили свой исторический путь в качестве шефской помощи. Практически все образовательные учреждения, театры и кинотеатры, дворцы творчества и клубы, музеи и библиотеки, больницы и клиники, дворцы спорта были прикреплены к промышленным предприятиям и комбинатам, от которых получали различного рода поддержку, в том числе и финансовую.

В наше время, в век развития высоких информационных технологий, инноваций и Возрождения Православной веры, традиции благотворительности заняли прежнее духовно-нравственное место в общественном сознании. Сегодня существуют различные формы пожертвований: благотворительный вексель, непосредственный платёж, ящик-накопитель, SMS пожертвования от абонентов мобильной связи, перечисление пожертвований в пользу тематических программ; благотворительные концерты, фестивали и марафоны с участием выдающихся деятелей искусства; адресная помощь физическим лицам, учреждениям здравоохранения, образования и многое другое. Самым проникновенным, на мой взгляд, является фонд «Подари жизнь»: соучредители – актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун. Радение и неравнодушие, понимание и сострадание ближним – именно эти чувства заложены в нас изначально Богом.

В этом году в Баку прошёл конкурс «Евровидение - 2012». «…Россию представляли не «звезды», а 70-80-летние жительницы «глубинки», которые пережили Великую Отечественную войну! Бабушки терпели все издержки свалившейся на них славы ради своей мечты: построить в своей деревне храм, которого тут нет уже 63 года («Фома», № 4, 2012)». Репертуар двадцатилетнего удмуртского народного коллектива состоит из национальных песен удмуртов, частушек, восстановленных песен мам и бабушек и перепевок 12 современных хитов, «перестроенных на собственный лад». Наши героини – «Бурановские бабушки» – пережили трудные, голодные годы, почти все являются многодетными мамами. Многие, уйдя на пенсию, вернулись в село, сохранили память о своих мужьях, и… продолжают петь. У пятерых из них онкология. Коллектив с трепетом в сердце поведал историю о потере храма (1949 г.) в родном Бураново и скитаниях просветителей отца Иоанна Васильева и отца Григория. «… В октябре прошлого года освятили камень на месте будущего храма. Так что сейчас сомнений уже нет никаких – мы на правильном пути, и надо до конца идти по нему. Много искушений было и есть, много разговоров разных. Мы стараемся быть открытыми, рассказывать о себе, чтоб люди поняли, чего мы хотим и как мы живём. Учимся прощать обиды, не держать зла на людей. (Там же)». Традиции русской благотворительности продолжаются! Словом, можно только радоваться человеческому самостоянию.

Пусть далёкие от нас времена, когда Богом человечеству были подарены чувства благодати, благожелательства, благочестия, напрямую связанные с Богопочитанием, Богоуподоблением, постепенно укрепившие православную веру, возрождаются в нас для миропознания, в первую очередь, самих себя.