Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Воронцовой Е.А.

Учение без размышления

 бесполезно, но и размышление

 без учения опасно.

Конфуций

 

Социальная реклама – это реклама не конкретного товара, а некоторого "отношения к миру".

Образовательная функция социальной рекламы служит ярким примером отличия данного вида рекламы от коммерческой. Социальная реклама информирует общество об актуальных проблемах и методах преодоления, способствует повышению интеллектуального уровня нации.

Важной функцией социальной рекламы является воспитательная функция. Воспитание у общества определенной модели поведения, бережного отношения к окружающей среде проявляется в призывах поддерживать чистоту, не сорить, не ломать детские площадки, беречь природу, каждого представителя флоры и фауны.

Воспитательная функция социальной рекламы тесно взаимосвязана с патриотической. Призывы любить родину, беречь культуру страны, заботиться о родителях и детях, возрождение культурного наследия декларируют важные для всего общества ценности.

Патриотическая функция тесно переплетается с пропагандой определенного здорового образа жизни. Призывы не курить, не употреблять спиртные напитки, наркотики, заниматься спортом и физическими упражнениями активно используются в пропаганде здорового образа жизни. Также неотъемлемой частью является законопослушание и формирование гражданской ответственности.

Отдельно выделяется имиджевая функция социальной рекламы. Данная функция призвана создавать определенный стиль жизни, идеальную модель, к которым нужно стремиться. Быть здоровым и успешным, иметь хорошую крепкую семью и нескольких детей предполагает имиджевая функция.

Мировоззрение современного ребенка отличается от мировоззрения ребенка, который начинал свои первые шаги лет 25-30 назад.  Ученые, да и мы воспитатели видим и анализируем эти изменения и процессы. В настоящее время родители очень заняты  и своим примером им некогда воспитывать своих детей. И вот на помощь родителям приходит телевизор.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле. СМИ определенно, оказывает влияние на подрастающее поколение, и, к сожалению, далеко не всегда положительное.

Хотелось бы привести несколько примеров:

Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения тролльши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. Таким образом, чужими людьми изменяется психика наших детей. Это не просто сцена «красивого убийства», это — девальвация смерти. Этот эпизод изменяет всю систему детских представлений о мире. Главная положительная героиня наших, советских сказок не может быть вероломна, она не может быть жестока, не может убивать.

А как бы вы отнеслись к моменту, когда происходит надувание лягушки и змей? Мне кажется, что нормальный, воспитанный человек просто не позволит себе смеяться над такими моментами в мультфильме, а у нас дети смотрят и просто закатываются от смеха. Разве это смешно?

В чем же ещё отрицательные моменты этих мультфильмов?

Цвет. Потенциальная главная героиня, раскрашена в яркие, ядовитые краски. Этот прием эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, от начала до конца мультика внимание ребенка приковано к персонажу, который ведет зрителя куда захочет, не давая зрителю отвлечься и поразмышлять. Поэтому, в частности, маленькие дети бросают все, когда видят на экране мультфильм или обычную рекламу, и смотрят его, как завороженные.

Лицо. Не надо быть гением, чтобы заметить - главные героини всех американских мультфильмов на одно лицо. Мало того, что это просто скучно, но ведь если представить эти черты на живой молодой женщине, то она окажется страшной. Тем не менее, из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки будут стремиться выглядеть как то, чего не бывает. А мальчики, подрастя, будут безрезультатно искать то, "чего на белом свете вообще не может быть". Как вы думаете, найдут ли они друг друга?

Западные мультипликационные фильмы давно перебрались на российское телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на механических монстрах, вампирах, кровожадных чудовищах, всемогущих роботах, колдунах и злых волшебниках. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен этой  мультипликацией, причем зачастую даже отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором. Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, посредством их внедряется антагонизм(противоречие) между детьми и родителями. Особенно это касается мультфильмов "Симпсоны" и "Гриффины".

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение - это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, происходит манипуляции над личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями. И все это  может превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

Естественно, бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания  дошкольника, но мы – родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.

Анализ только одного телевизионного дня даёт нам неутешительные результаты: по центральным каналам в доступное для дошкольника время демонстрируются зарубежные мультипликационные фильмы, со сценами убийств, насилия и агрессии, со множеством спец.приёмов, о которых мы поговорим позже («Реальные монстры», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек – паук», «Дикая семейка Торнберри» «Губка Боб квадратные штаны», «» и др.). С двух до четырех часов дня на экран выползают нарисованные чудовища. В этом можно  убедиться, заглянув в названные часы на канал СТС, ТНТ  или любой другой. Можно даже вспомнить в данном контексте о волне эпилептических припадков, случавшихся во время демонстрации мультика «Покемон» в Японии. Известны случаи, когда дети пытались выпрыгнуть из окна, чтобы «полетать как человек-паук».

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится – для них полезно. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но мы-то взрослые и должны различать, что благо для наших детей, а что – нет. Когда дети были маленькими, мы же убирали все опасные предметы с зоны их досягаемости, почему же не поступить также с тем, что предоставляет опасности не для физического тела, а для сознания? Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

В связи с такой ситуацией мы как воспитатели должны помочь молодым родителям. Например, в нашей группе был создан семейный клуб «Между нами мамочками». Первое заседание происходило 19 октября в 17:30, тема заседания «Доброту, которую мы можем подарить детям».

На заседании мы обсуждали именно эти проблемы. Родители поделились своими умозаключениями, было проведено анкетирование. Воспитатели группы дали рекомендации в правильном воспитании детей. Родителям было предложено чтение книги Н. Абрамцевой «Сказки для добрых сердец», просмотр мультипликационного фильма «Уроки доброты с тетушкой Совой и Непослухой».

С детьми  данного возраста проводились различные игры. Ведь главная форма познания мира в этом возрасте (3-5) – это игра.  Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие.

Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми.

Проводились и проводятся нравственные беседы, ситуативные беседы, проводилось рассматривание иллюстраций по темам, углубленное изучение пословиц, прослушивание аудиокниги Н. А. Абрамцевой «Радуга».

После непродолжительной, но плодотворной работы заметны изменения и в поведении детей и в поведении родителей. Дети стали выражать свои мысли о добре и зле, они научились объяснять и отвечать на вопрос «Кто такие добрые люди?». Родители по цепочке стали передавать информацию о заседании, а кто отсутствовал по каким-то причинам стали интересоваться именно нравственными аспектами жизни своих детей.

Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Она ретранслирует накопленные многими поколениями ценности, знания, опыт и традиции. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Родителям был предложен просмотр роликов социальной рекламы «Отцы и дети», «Медведи против Coco-colы».

Появление социальной рекламы было обусловлено объективнымипричинами: разрушение устоявшейся системы социальных ценностей,общественных коммуникаций и различных общественных институтовспособствовали усугублению существующих и появлению новых социальных проблем.

Заключение

Детям нравится смотреть мультфильмы. Но родители по опыту знают - не все, что нравится детям, полезно. Например, в раннем детстве им нравилось совать пальцы в розетку, трогать огонь, совать в рот иголки. От всего этого вы своих детей уберегли. Так почему же миллионы россиян спокойно смотрят на то, как их детей калечат мультфильмы? Ведь ребенок имеет право на нормальное детство?

Ребенок имеет право на счастливое и спокойное детство - уберегите его от плохих мультфильмов.

 Подводя итоги, отметим, что от нас, взрослых, зависит будущее наших детей. В качестве напутствия для родителей можно привести следующие рекомендации специалистов.

Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается.

Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!