Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Статья Сизоненко Н.В., учителя начальных классов МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейный

«Традиция – это та часть нашего прошлого,

которой мы помогаем перебраться в будущее»

(Виктор Кротов)

 

В 2012 году в школе введен курс «Основы православной культуры и светской этики», в классе ведем работу по замечательным учебникам А.В.Кураева «Основы православной культуры» (учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации).

           Курс знакомит с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

           Мы очень долго ждали, когда этот предмет появится в наших школах. Какие замечательные темы раскрываются на страницах учебника: «Россия –  наша Родина», «Культура и религия», «Человек и бог в православии», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как христианство пришло на Русь», «Любовь и уважение к Отечеству», «Христианская семья» и др.

           Семья и национальная культура неразрывны, едины. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей христианской семьи. А что для современного школьника означает семья? Может быть папа с мамой, или духовный наставник, или учитель в школе, а может быть близкий друг? В процессе семейного и школьного общения происходит передача жизненного опыта старших поколений и формирование нравственного типа личности ребенка. Поэтому духовные основы жизни христианской семьи неразрывно связаны со школой.

  На современном этапе важнейшей задачей воспитания является формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Будущее в значительной большей степени определяется направленностью культуры и образования.

  В своих детях мы хотим видеть гармонично развитую личность, гражданина России, способного сохранить и приумножить социокультурный опыт Отечества. Мы ищем и находим ту тропинку, которая позволяет дойти до сердца каждого ребенка, чтобы развить духовный стержень личности. И здесь мы подключаем к образовательному процессу родителей. Только в этом треугольнике: ученик, родитель, педагог, мы можем восстановить забытые богатые отечественные традиции народного воспитания. У части молодежи сформировались социальная апатия, стремление жить за чужой счет, антипатриотизм, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной самобытности.

   Поэтому, с первых дней учебы ребят в школе, мы стараемся вовлекать и учащихся, и родителей в традиционные для школы и города праздники: День города, День защитника Отечества, Колядки, Масленица, 8 Марта, День космонавтики, 9 Мая, День Славянской письменности и культуры и др. Где дети сами сочиняют стихи, готовят концерты самодеятельности, выпускают газеты.    Мы проводим такие формы работы: как совместные родительские собрания, где ребята и родители не просто присутствуют, а делятся опытом, обмениваются впечатлениями, обсуждают проблемы, нравственные темы…

  К традиционным духовно-нравственным ценностям русской культуры в жизни современных школьников можно отнести и предмет «Истоки»,  программу «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы:И.А.Кузьмин, О.А.Бандяк, В.Н.Синицына), которую использовала на протяжении более10 лет на факультативных занятиях по просьбе родителей.  Дети активно взаимодействуют на занятиях, обсуждая темы: «Моя семья», «Мой род», «Родной очаг», «Труд, дело чести» и др. Почувствовав Тепло, Свет, Добро Родного очага, ребенок начинает переходить к осмыслению того, что Родной очаг – это уютная квартира внутри Дома – большого, зеленого, красивого и удивительного Мира, Родных просторов,  природы, которую нужно учиться любить, беречь и в сохранности передавать своим потомкам. Осознав видимую красоту родной земли, школьник приходит к пониманию удивительной глубины души, становится  хранителем этой красоты русского человека – любящего, милосердного, мудрого. Он начинает открывать эти качества в себе, своих товарищах, взрослых, близких и окружающих людях. Дети усваивают простую и мудрую истину, что важнейшими ценностями мира и гармонии жизни человека является согласие и доброта, почитание старших и доверие их доброму опыту, добросовестный труд с душой на родных просторах.

  Дети и родители с удовольствием участвуют в семейных русских праздниках: Рождество, Масленица, сами пекут блины, куличи на Пасху. Вот уже несколько лет  ребята класса занимаются на отделении фольклора при музыкальной школе города Юбилейного. Все традиционные праздники проходят с народными песнями, играми, танцами. И каждый год мы завершаем школьным концертом «День славянской письменности и культуры». Дети ищут материал, создают презентации, посвященные Кириллу и Мефодию, святым России, выполняя работу совместно с родителями.

Для этих современных школьников ценности духовной культуры становятся неотъемлемой  частью их жизни. А не это ли главная цель нашего воспитания!