Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Пономарёвой О. В., воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад № 37 «Рябинка»

«Воспитание души красота миру»

 

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Важно сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей.

Как известно, человека формирует окружающая его среда, обычаи, обряды, традиции и праздники. Безусловно, большое влияние на формирование и становление  личности ребенка оказывает духовная культура. Большинство норм и правил берут свое начало  в духовной культуре и, проходя через призму общественных институтов, получают наиболее приемлемые очертания и проецируются с помощью людей на современное общество.

В нашем дошкольном учреждении в течение одиннадцати лет проводятся факультативные занятия по основам православной культуры. Руководит этой работой священник храма Космы и Дамиана Виктор Нестеров. Проводит занятия преподаватель воскресной школы Саянова Валентина Васильевна. Посещать занятия могут все дети, достигшие возраста пяти лет по письменному заявлению родителей.

Кроме занятий, в детском саду проводятся два православных праздника: Рождество и Пасха.

Дети и воспитатели принимают непосредственное участие в проведении этих праздников.

На праздниках дети поют песни, танцуют, читают стихи, водят хороводы, играют в народные игры, в каждый праздник включается театрализованная постановка, в которой дети чувствуют себя настоящими актерами. В изготовлении костюмов, атрибутов, декораций принимают участие педагоги и родители.

Обязательно приглашаем гостей: родителей, сотрудников ДОУ, представителей православной церкви.

За одиннадцать лет сложились традиции: на Рождество Христово печется пирог, а праздник Пасха дети встречают в красивых народных костюмах. Такие праздники приносят радость, веселье, добро и знакомят с основными аспектами православия.

Совместные работы детей и воспитателей постоянно украшают городские Рождественские образовательные чтения.

Ведущими этическими ценностями дошкольников становятся доброта, любовь близких, семья. Духовное воспитание развивает в наших детях  умение видеть в окружающем мире ценности любви, доброты, как проявление Божественного присутствия и премудрости устроения всех творений, о которых рассказывает мудрая книга  Библия. Мы стремимся открыть детям образцы доброго мира, православные нравственно - этические ценности, нормы и их отражение в традициях, в жизни народа.

За это время повысилась профессиональная компетентность педагогов по знанию основ православной культуры. Более критично стали относиться к выбору игр, при организации праздников  используют  материалы УНТ, выставки детского творчества, сказки рассматриваются с точки зрения православной культуры: отношения к младшим и старшим, к больным, к бедным, к труду.

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику,  а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

 Основные задачи работы наших педагогов  по духовно–нравственному      воспитанию детей это:

1.Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.             2.Воспитание, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру.

3.Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

  4.Способствовать повышению значения семейных ценностей.

 Реализация  вышеуказанных задач  в нашем дошкольном учреждении осуществляется  через  познавательно-речевые занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, народно - прикладным творчеством,

 театрализованной деятельностью детей, народными праздниками, знакомство с устным народным творчеством, фольклором, народными играми и игрушками, выставки рисунков, поделок, экскурсии.

 Сформировалась эмоциональная связь родителей с детским садом. Много новых впечатлений дети получали во время паломнических поездок с родителями и педагогами в Троице – Сергиеву лавру, Радонеж, Спасо – Бородинский монастырь.

 Процесс духовно – нравственного  воспитания является долговременным и сложным, можно сказать, что он длиться всю человеческую жизнь. Взрослый, будь то родитель или воспитатель, учитель или просто прохожий на улице, является той связующей нитью между окружающей действительностью и ребенком. Ребенок познает мир именно через взрослого. Каковым будет это познание, зависит от нас. Л.Н. Толстой писал: «Все нравственное воспитание сводится к доброму примеру». Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы стать для детей хорошим примером культурного поведения, широкого кругозора и высокой духовности.