Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Назаровой С.Н., воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад № 37 «Рябинка»

«Роль театрализованных игр в духовно-нравственном и

художественно-эстетическом  воспитании детей»

 

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в  ясли -детский сад-школу,  преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их. В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?

Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.

Во-вторых,  обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было. 

       Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности - вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура. Неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа.

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

                Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый  ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научит малыша  брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.                              

     Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние таких игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок в это время  чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Тематика здесь не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в таких играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.  Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.

    Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков. Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача - это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!

    Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли. А так же многих умений и навыков (речевых), коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

1.     Упражнение по дикции (артикуляционная гимнастика);

2.     Задания для развития речевой интонационной выразительности;

3.     Игры – превращения, образные упражнения;

4.     Упражнения на развитие детской пластики;

5.     Ритмические минутки;

6.     Пальчиковый игротренинг.

 Упражнения на развития выразительной мимики, элементы пантомимы:

1.     Театральные этюды;

2.     Коррекционно-развивающие игры;

3.     Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

4.     Просмотр кукольных спектаклей.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения.

А этому способствуют:

·        Элементы костюмов;

·        Музыкальное оформление;

·        Наличие кукол для театра, ширма.

·        Различные атрибуты, наглядный материал.

 

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

   В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. 

  Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

    Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущение беззаботного детства.

  Как сказал В.А.Сухомлинский: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели».

Поэтому свою работу по реализации Театрализованной деятельности я начала именно с возрождения интереса у детей к сказкам. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В большинстве случаев заменил чтение литературы телевизор и компьютер.

Занимаясь театрализованной деятельностью, я ставлю перед собой следующие цели:

-заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией;

-воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

Задачи:

-помочь детям усвоить духовно – нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие;

-способствовать формированию духовно – нравственных качеств через художественное слово,  сказки и театрализованных игр.

Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, пересказ, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.

После разбора произведений обыгрываем персонажей в театрализованных представлениях.

 Я провожу конкурсы на лучшего чтеца, викторины по сказкам, утренники. Изготовление и подбор атрибутов, элементов костюмов к театрализованным развлечениям очень часто проходят совместно с родителями, которые потом вливаются в совместный веселый праздник!

       Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!