Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Косенко М.И., учителя музыки МОУ «Гимназия № 5» г.Юбилейного Московской области

«Традицию нельзя унаследовать – её надо завоевать»

                                                                                    (Томас Элиот)

Святитель Филарет Московский говорил следующее: «Грех – не только то, что сделал дурного в жизни. Грех – это и то, что не сделал должного»

И если на определенном этапе русской истории традиция духовно-нравственного воспитания и образования оказалась прерванной, произошла смена идеологических ориентаций, что привело к появлению духовного вакуума и многих пороков нашего времени, разрушающих человека, общество и государство,  важнейшей проблемой современного образования должно стать  внедрение духовно-нравственного содержания  в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

Современная Концепция духовно-нравственного воспитания включает в себя обоснование общенационального педагогического идеала, систему базовых общенациональных ценностей и требований к задачам, условиям и результатам воспитания и образования школьников, к структуре и содержанию образовательных программ.

Сегодня мне предоставлена возможность кратко ознакомить участников Рождественских педагогических чтений с содержанием моей авторской программы элективного курса по Мировой художественной культуре - «Русская культура. Шедевры древнерусского искусства и современность».

        Данная программа элективного курса  « Русская культура. Шедевры  древнерусского искусства и современность»   прошла рецензирование в ГОУ Педагогическая академия последипломного образования как авторская программа,  может быть использована в МОУ с углублённым изучением отдельных предметов (гуманитарный профиль) и рекомендована для распространения педагогического опыта в образовательных учреждениях  Московской области.

 За восемнадцать лет накоплен  определённый опыт практической реализации этой программы в системе школьного образования, методический и электронный демонстрационный материал, разработки уроков, работы учащихся  по самостоятельному изучению отдельных тем программы. Но ограниченное время выступления не позволит мне широко осветить все вопросы.     С полным содержанием программы  можно будет ознакомиться на сайте Гимназии № 5 и в

          В  области научного изучения и в художественном отражении и осмыслении событий русской истории, духовно-нравственных    и культурных традиций  достигнуто многое.

        В школьном образовании изучение элективного курса  « Русская культура. Шедевры  древнерусского искусства и современность» направлено на актуализацию представлений учащихся  о духовных - нравственных основах   народных традиций отечественной культуры, на воспитание патриотизма и уважения к национальным святыням, произведениям высокой  художественной ценности.

       Данная программа  разработана и апробирована как учебная с 1994 года. Объем – 70  учебных часов (вариативный план – два года по 35 часов для 7-8 класса). С 2004 году в гуманитарном 8 классе был введен третий час в неделю и программа была дополнена изучением курса «Русская духовная музыка», соавтор Евдокимова Марина Юрьевна). Ежегодно учащиеся 8 класса сдавали переводные экзамены по данному пердмету.

      Программа элективного курса « Русская культура. Шедевры  древнерусского искусства и современность» должна рассматриваться  как культурологический курс (адаптированный к программе  МХК  Ю.А.Солодовникова (6-8 класс)  и также программы «Изобразительное искусство» Т.Я.Шпикаловой  (8-9 класс ).

      Вариативность содержания данной программы обусловлена компенсаторной функцией – т.е. восполнением пробелов в общем процессе обучения учащихся по предметам художественно-эстетического направления

( преподавание предмета «Изобразительное искусство» в школах преимущественно заканчивается в 7 классе, знакомство учащихся с предметом «Мировая художественная культура» построен на принципе «культурных доминант» и начинается в 10 классе, а предмет «Искусство» (8-9 класс)  основан на принципе функциональности искусства. Вопросам развития русской культуры, ее духовно – нравственных ценностей в программах МХК и «Искусство» отводится сопоставимая роль, с учетом периодичности изучения материала.

    В программе  «Русская культура. Шедевры древнерусского искусства и современность»» использованы рекомендации Ларисы Ефимовны Такташевой, кандидата искусствоведения ( Владимирская организация Союза художников)  изложенные в методическом пособии «Русская икона» (Владимирский областной институт усовершенствования учителей, 1993 г.).

    Программа функционирует на основе необходимой учебно-методической базы: технические средства обучения ( компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр); учебно–методическая, энциклопедическая, историко-художественная литература в школьной библиотеке и кабинете музыки и МХК.

     Содержание программы элективного курса предполагают сочетание аудиторных ,  внеурочных и внешкольных форм художественно-эстетического образования школьников (уроки, проекты, зкскурсии, посещение музеев).

     Принципы отбора содержания и методов работы  в программе элективного курса обусловлены следующими высказываниями Д.С.Лихачева:

     «Искусство – ворота в чужие нам страны, к чужим людям, к другим народам…Через национальное мы познаем интернациональное»     и

«Чтобы понять искусство народа, надо увидеть в нем лучшее» – шедевр.

    Содержание данной программы, его опора на шедевры русского и древнерусского искусства, направлена на реализацию целей: 

-  выявления и осмысления учащимися  самобытности художественного гения России: всечеловечности, духовности, умения видеть мир с высокой моральной и провиденциальной точки зрения, нравственной поучительности;

 - развития способности измерять сегодняшние проблемы мерами вечности;

-  готовности и умения  хранить и развивать оставленное нам богатство, которое несет в себе историческую память России и служит залогом нравственного самоочищения народа;

и задач: 

- актуализация  предшествующих художественно-эстетических впечатлений школьников, полученных ими в процессе изучения  музыки,  изобразительного искусства и во внеурочных формах общения с искусством;

- включение учащихся в активную деятельность по расширению знаний, по осмыслению особенностей развития национальной культуры через различные виды аудиторных и внеаудиторных занятий.

 Далее по материалам презентации (слайды 5-19) краткое изложение разделов и тем программы.

Закончить свое выступление я хотела бы переосмыслением  высказывания Д.Б. Кабалевского:    «Почему гениальное бесконечно живет? Почему модное быстро исчезает?… Чем гениальнее музыка (искусство), тем глубже дно (практически неисчерпаемо) — поэтому вечно; чем беднее музыка (искусство) — тем скорее приедается и исчезает (однодневки). ОКЕАН и лужи.   Боятся океана, а в лужах плещутся охотно — безопасно и весело...» 

Очень хочется, чтобы наши дети не «плескались в лужах», а стремились к вечным ценностям жизни.